Постуральный дренаж и дренажная гимнастика
Как известно, кашель – защитная реакция организма, однако для того чтобы кашель был продуктивным, необходимы определенные условия: сохранение нормального кашлевого рефлекса, способность дыхательных мышц к сокращению, достаточная эластичность грудной клетки и ткани легкого, хороший тонус мышечной ткани бронхов и высокая скорость потока воздуха. При соблюдении этих условий дыхательные пути благодаря кашлю освобождаются от мокроты, которая продвигается по бронхиальному дереву.
У детей с хроническими заболеваниями дыхательной системы обычно выполняются не все из этих условий, например, у 70% таких больных снижен кашлевой рефлекс. Существуют специальные дыхательные упражнения, воздействующие на тот или иной компонент кашлевого акта. В целом же продуктивность кашля можно повысить методом так называемого постурального дренажа («дренажа положением тела»).
Показаниями к постуральному дренажу и дренажной гимнастике являются заболевания бронхолегочной системы, при которых образуется мокрота. При сухом кашле эти процедуры не имеют смысла.
Постуральный дренаж. Этот метод заключается в том, что больной ребенок принимает такое положение, при котором зона поражения легких находится выше места разветвления трахеи на два главных бронха. При таком положении тела мокрота продвигается под воздействием силы тяжести к главным бронхам и быстро достигает места разветвления трахеи, где отмечается наиболее высокая чувствительность кашлевого рефлекса. В результате возникает непроизвольный рефлекторный кашель, и мокрота выводится из дыхательных путей.
Общая продолжительность постурального дренажа составляет не менее 20–30 минут.
Для дренажа нижних отделов легких надо лечь на живот или на спину на наклонную плоскость (специальную кушетку или столик), установленную под углом 30–45о к полу. Можно лечь на обычную кровать, свесив туловище и голову примерно под тем же углом. Из дыхательных упражнений выполняется глубокое диафрагмальное дыхание. Чтобы увеличить давление на органы брюшной полости, на верхний отдел живота можно положить небольшой мешочек с песком или солью либо использовать эластичный пояс. Инструктор может ритмично (в соответствии с фазами дыхания) надавливать руками на нижние отделы грудной клетки.
Дренаж средней доли легкого проводят в положении полулежа на левом боку с опущенной вниз головой, слегка откинувшись назад. Идеальное положение – на спине с прижатыми к груди ногами и запрокинутой назад головой.
Для дренажа верхних долей легких эффективны положения сидя, особенно на низкой скамейке, и стоя. В этих положениях выполняют круговые движения руками, согнутыми в локтях.
Дренированию верхних отделов легких способствует и такое положение, когда ребенок, лежа на спине на кровати с опущенным изголовьем, поочередно подкладывает подушку под правый и левый бок.
Есть и другие положения тела, способствующие отхождению мокроты. Каждый раз, меняя положение, ребенок вначале делает 4–5 глубоких медленных вдохов и выдохов, вдыхая воздух через нос, а выдыхая через сжатые зубы, а затем – после медленного глубокого вдоха – 3–4 раза неглубоко покашливает. Процедура повторяется 4–5 раз в каждом положении.
Обязательное условие для отделения мокроты во время процедуры постурального дренажа – удлиненный форсированный выдох. Это необходимо для того, чтобы создать мощный воздушный поток, который «увлекает за собой» бронхиальный секрет.
Постуральный дренаж должен быть прерван, если во время процедуры возникает значительная одышка или удушье!
Дренажная гимнастика направлена в основном на то, чтобы улучшить выведение мокроты. Для этого выполняют упражнения для различных групп мышц, используют частую смену исходных положений и приемы постурального дренажа. Большинство упражнений выполняют из исходного положения лежа на спине или животе на кушетке без подголовника. Дренажу нижних долей легких лучше всего способствуют физические упражнения, связанные с напряжением мышц брюшного пресса: сгибание ног в коленях и тазобедренных суставах при одновременном надавливании на живот; «ножницы» (разведение и скрестное сведение выпрямленных приподнятых ног в положении лежа на спине), движения обеими ногами, как при плавании кролем; «велосипед». После каждого упражнения надо откашливать мокроту.
- Особенности физического воспитания новорожденных. Виды физических упражнений, которые используются при физическом воспитании новорожденных
- Комплекс упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 4 до 6 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 6 до 9 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 9 до 12 месяцев
- Общие показания и противопоказания к применению лфк у детей раннего возраста
- Физиологическое влияние массажа на организм детей. Показания и противопоказания к его назначенИю
- Основные методические принципы применения средств физической реабилитации в педиатрии
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях у детей раннего возраста
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Врожденные пороки сердца
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Артериальная гипертензия
- Комплекс упражнений для детей и подростков с артериальной гипертензией
- Вегетативная дисфункция
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания
- Пневмонии
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с локализацией процесса в нижней доле правого легкого
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с затянувшимся течением
- Постуральный дренаж и дренажная гимнастика
- Комплекс упражнений «дренажной» гимнастики
- Бронхит
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (постельный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (палатный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (общий режим)
- Бронхиальная астма
- Противопоказания для проведения лфк при бронхиальной астме:
- Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей школьного возраста
- Специальные упражнения при бронхиальной астме
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов пищеварения
- Гастрит
- Комплекс упражнений при гастрите с секреторной недостаточностью
- Комплекс упражнений при гастрите с сохраненной или повышенной секреторной функцией
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (постельный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (палатный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (фаза ремиссии)
- Дискинезии желчевыводящих путей, холециститы
- Комплекс упражнений при холецистите и джвп по гипокинетическому типу
- Комплекс упражнений при гиперкинетической форме джвп
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- Сколиоз
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста со сколиозом I–II степени
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки
- Комплекс лечебной гимнастики при кифотических деформациях позвоночника (по а. Ф. Каптелину)
- Плоскостопие
- Комплекс упражнений при плоскостопии
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при нарушениях обмена веществ у детей Ожирение
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики при ожирении
- Комплекс упражнений для детей с ожирением
- Сахарный диабет
- Комплекс упражнений для детей с невысокой физической активностью
- Комплекс упражнений для детей с сохраненной физической активностью
- Комплекс упражнений для ног
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики и массажа при рахите, гипотрофии, врожденной мышечной кривошее, врожденном вывихе бедра
- Комплекс упражнений и массажа для детей с рахитом
- Комплекс упражнений и массажа для детей с гипотрофией II степени в возрасте 5–9 месяцев
- Комплекс упражнений при врожденной кривошее
- Комплекс массажа и гимнастики для детей с врожденным вывихом бедра в возрасте от 2 недель до 3 месяцев
- Вопросы для самоконтроля
- Ситуационные задачи
- Содержание