Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания
Болезни органов дыхания относятся к наиболее частой патологии детского возраста. При заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения других органов и систем, роста и развития ребенка.
Тяжесть поражения организма ребенка при многих болезнях органов дыхания связана с рядом анатомических и физиологических особенностей дыхательной системы у детей. Находясь в состоянии усиленного роста и развития, система дыхания в то же время обеспечивает значительно большие, чем у взрослого человека, потребности в газообмене. Это обстоятельство объясняет относительно меньшие резервы дыхания у детей и сравнительную легкость возникновения функциональных расстройств.
Полость носа и носоглоточное пространство у детей относительно малы, узость носовых ходов и их богатство кровеносными сосудами способствует легкому возникновению затруднений нормального носового дыхания. Одновременно со слизистой носоглотки возникает целый ряд рефлексов, изменяющих ритм дыхания и сердечной деятельности. Обилие лимфоидной ткани в области носоглотки создает предпосылки для развития хронических воспалительных процессов. Все эти обстоятельства приводят к нарушению функции носового дыхания, а вместе с тем и к нарушению функции внешнего дыхания в целом.
Слизистая оболочка бронхов ребенка богата кровеносными сосудами, эластическая ткань развита недостаточно, в связи с чем просвет бронхов легко суживается при набухании слизистой, а скопление слизистого секрета еще больше нарушает бронхиальную проходимость.
Межуточная ткань легких в раннем и дошкольном возрастах хорошо развита, кровеносные и лимфатические сосуды относительно широки, поэтому все легкое в целом менее воздушно и полнокровнее, чем в старших возрастах. Для легких ребенка характерна относительная бедность эластическими волокнами. С одной стороны, это обеспечивает высокую упругость легочной ткани и ее малую растяжимость, что требует значительно больших затрат энергии на дыхание (например, 8-летний ребенок затрачивает на один и тот же объем вентиляции в 2,5 раза больше энергии, чем взрослый). С другой стороны, медленный легочный лимфо- и кровоток, недостаточная экскурсия грудной клетки создают предпосылки для легкого возникновения спадений легочной ткани и образования безвоздушных участков (ателектазов).
К физиологическим особенностям дыхательной системы ребенка относится меньшее кровяное давление в малом круге кровообращения. При развитии патологических процессов в межуточной ткани легко сдавливаются кровеносные и лимфатические сосуды, что приводит к еще большему замедлению тока в крови и лимфе, а вместе с тем и к нарушению газообмена в легких.
Таким образом, аппарат внешнего дыхания и газообмен здорового ребенка функционирует в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности, чем в старших возрастах. Однако физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, резервы дыхательной функции недостаточны, что сравнительно легко приводит к возникновению дыхательной недостаточности при нарушениях внутренней и внешней среды.
Физическая реабилитация при патологии бронхолегочной системы предусматривает воздействие на большой круг патогенетических механизмов, участвующих в ее становлении и прогрессировании. Она включает респираторную гимнастикув сочетании с гимнастическими формами лечебной физкультуры, звуковыми упражнениями, дыхание с регулируемым сопротивлением на выдохе, дозированную ходьбу, бег,плавание, занятия на тренажерах, катание на лыжах, коньках, и прочее.Физические упражнения, тренировки способствуют улучшению подвижности грудной клетки и диафрагмы, устранению напряжения дыхательныхмышци регуляции их совокупной работы, формированию правильного стереотипа дыхания, предотвращают экспираторный коллапс дыхательных путей, приводят к улучшению дренажной функции, бронхиальной проходимости, увеличению растяжимости легких, оптимизации газообмена, коррекции дыхательной недостаточности, улучшению качества жизни.
При применении массажа грудной клетки механическое раздражение тканевых рецепторов прямым и рефлекторным путем приводит к усилению крово- и лимфообращения, распаду белковых соединений, высвобождению биологически активных веществ, тканевых гормонов, улучшению трофики респираторных мышц. Результатом перестройки нейрогуморальных взаимоотношений является растяжение плевральных сращений, улучшение эластичности и тонуса дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности ребер, наблюдается тенденция к регрессу воспалительного процесса.
Нарушение дренажной функции бронхов служит показанием для назначения вибромассажа, обладающего способностью улучшать деятельность мерцательного эпителия, микроциркуляцию, уменьшать вязкость секрета и тонусгладкой мускулатуры. Одновременное применение муколитических средств способствует потенцированию указанного эффекта.
- Особенности физического воспитания новорожденных. Виды физических упражнений, которые используются при физическом воспитании новорожденных
- Комплекс упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 4 до 6 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 6 до 9 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 9 до 12 месяцев
- Общие показания и противопоказания к применению лфк у детей раннего возраста
- Физиологическое влияние массажа на организм детей. Показания и противопоказания к его назначенИю
- Основные методические принципы применения средств физической реабилитации в педиатрии
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях у детей раннего возраста
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Врожденные пороки сердца
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Артериальная гипертензия
- Комплекс упражнений для детей и подростков с артериальной гипертензией
- Вегетативная дисфункция
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания
- Пневмонии
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с локализацией процесса в нижней доле правого легкого
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с затянувшимся течением
- Постуральный дренаж и дренажная гимнастика
- Комплекс упражнений «дренажной» гимнастики
- Бронхит
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (постельный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (палатный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (общий режим)
- Бронхиальная астма
- Противопоказания для проведения лфк при бронхиальной астме:
- Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей школьного возраста
- Специальные упражнения при бронхиальной астме
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов пищеварения
- Гастрит
- Комплекс упражнений при гастрите с секреторной недостаточностью
- Комплекс упражнений при гастрите с сохраненной или повышенной секреторной функцией
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (постельный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (палатный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (фаза ремиссии)
- Дискинезии желчевыводящих путей, холециститы
- Комплекс упражнений при холецистите и джвп по гипокинетическому типу
- Комплекс упражнений при гиперкинетической форме джвп
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- Сколиоз
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста со сколиозом I–II степени
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки
- Комплекс лечебной гимнастики при кифотических деформациях позвоночника (по а. Ф. Каптелину)
- Плоскостопие
- Комплекс упражнений при плоскостопии
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при нарушениях обмена веществ у детей Ожирение
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики при ожирении
- Комплекс упражнений для детей с ожирением
- Сахарный диабет
- Комплекс упражнений для детей с невысокой физической активностью
- Комплекс упражнений для детей с сохраненной физической активностью
- Комплекс упражнений для ног
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики и массажа при рахите, гипотрофии, врожденной мышечной кривошее, врожденном вывихе бедра
- Комплекс упражнений и массажа для детей с рахитом
- Комплекс упражнений и массажа для детей с гипотрофией II степени в возрасте 5–9 месяцев
- Комплекс упражнений при врожденной кривошее
- Комплекс массажа и гимнастики для детей с врожденным вывихом бедра в возрасте от 2 недель до 3 месяцев
- Вопросы для самоконтроля
- Ситуационные задачи
- Содержание