logo
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Задачи и особенности методик лечебной гимнастики и массажа при рахите, гипотрофии, врожденной мышечной кривошее, врожденном вывихе бедра

Рахит характеризуется деформацией опорно-двигательного аппарата: в значительной степени поражается мышечная система из-за недостаточного поступления в мышцы богатых энергией фосфорных соединений (АТФ), нарушения кальциевого обмена, отмечается дряблость мышц, вздутие живота, беспокойство, плохой сон, потливость. Важную роль в клинике рахита играют нарушения функции дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц, деформации грудной клетки.

Различают три степени рахита: I – легкая; II – средняя; III – тяжелая степень.

Задачи ЛФК в период разгара заболевания:

– нормализация нарушений психомоторного развития;

– улучшение обмена веществ;

– предотвращение возможных деформаций опорно-двигательного аппарата.

Основными средствами решения этих задач является поглаживающий массаж (спины, живота, конечностей) и пассивные физические упражнения, выполняемые после массажа с соблюдением необходимых методических правил (теплыми руками, медленно, в пределах физиологической амплитуды движений). При наличии безусловных двигательных рефлексов можно использовать рефлекторные упражнения. В случае попыток к самостоятельным движениям используют активные упражнения с помощью и из облегченных и. п. Занятия проводят индивидуально, продолжительностью 10–12 минут. Ребенка, для предупреждения деформаций опорно-двигательного аппарата, в постели кладут на плоский матрас. Обязательна частая смена положения больного.

Задачи ЛФК в период реконвалесценции:

– ликвидация мышечной гипотонии;

– восстановление утраченных двигательных навыков;

– коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.

С ребенком проводят индивидуальные занятия ЛГ продолжительностью 12–15 минут 2–3 раза в день. Во время занятий используют массаж со всеми приемами. Гимнастические упражнения назначают в соответствии с имеющимися у ребенка двигательными навыками. При задержке двигательных навыков проводится массаж соответствующих мышечных групп, пассивные упражнения. Вводятся упражнения для коррекции деформаций скелета: выкладывание на живот, упражнения лежа на животе (для коррекции грудного кифоза).

Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

– нормализация функций органов и систем, которые были поражены рахитом;

– нормализация психомоторного развития;

– коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата (насколько это возможно);

– повышение неспецифических защитных сил организма.

Используют массаж, физические упражнения, которые соответствуют уровню психомоторного развития ребенка. В зависимости от возраста ребенка назначают УГГ, специальные занятия ЛГ продолжительностью 18–20 минут, индивидуальные занятия. Для развития двигательных навыков используют специальные упражнения, сначала пассивные с элементами соответствующих движений, упражнения для специальной тренировки ослабленных мышечных групп, а также упражнения из облегченных исходных положений и с поддержкой. Уменьшение или ликвидация деформаций опорно-двигательного аппарата решается корректирующими упражнениями в сочетании с массажем.