logo
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Комплекс упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев

В этом возрасте повышен тонус мышц рук и ног и сохраняются некоторые врожденные рефлексы. Поэтому проводят только легкое поглаживание, растирание и некоторые рефлекторные движения, возникающие в ответ на специально производимые раздражения, вызывающие проявления врожденных рефлексов (подошвенный, спинной, ножной и др.).

1. Массаж рук. И. п.  на боку, ногами к краю стола. Поглаживание: левой рукой поднять вверх руку ребенка, ладонью правой руки произвести поглаживание от кисти к плечу. Повторить 68 раз.

2. Массаж живота. И. п.  на спине. Поглаживание: круговое поглаживание живота ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки. Повторить 56 раз.

3. Массаж ног. И. п.  на спине, ногами к краю стола. Поглаживание: слегка придерживая одной рукой ноги ребенка за стопы, ладонью другой руки  поглаживать по наружной и задней поверхностям голени и бедра. Повторить 46 раз. Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

4. Рефлекторное упражнение разгибание позвоночника (спинной рефлекс). И. п.  на боку, ногами к краю стола. Разгибание вызывают, проводя двумя пальцами по обеим сторонам позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу. По 23 раза в положении на правом боку и на левом.

5. Массаж спины. Применяют ребенку с 2-месячного возраста. И. п.  на животе, ногами к краю стола. Поглаживание спины по направлению от ягодиц к шее двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук. Повторить 46 раз.

6. Рефлекторное упражнение – поднимание головы (рефлекс положения). И.п.  на животе, ногами к краю стола. Ребенка приподнять над столом на правой ладони, его вытянутые ноги поддерживать левой рукой снизу за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад и разгибание спины. Повторить 1–2 раза.

7. Массаж стоп. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание и растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (повторить 4–5 раз), а затем растирание (повторить 2–3 раза);

б) поглаживание стопы: поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (повторить 4–6 раз).

8. Рефлекторное упражнение – сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). И. п. – на спине, ногами к краю стола. Одной рукой слегка приподнимают ноги ребенка, захватив их выше голеностопного сустава, и указательным пальцем другой руки слегка надавливают у корня пальцев на подошву ребенка, чем вызывают рефлекторное сгибание пальцев; затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки, вызывая рефлекторное разгибание пальцев ноги. Повторить 3–4 раза.

9. Рефлекторное упражнение – «потанцовывание» (ножной рефлекс). И. п. – ребенка поддерживают подмышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 4–6 раз.

Общая продолжительность занятия – 5–6 минут.