logo
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Комплекс упражнений и массажа для детей с рахитом

1. Скользящие движения ногами.

2. Присаживание с отведенными руками.

3. «Парение» лежа на животе.

4. Поочередное сгибание ног.

5. Сгибание и разгибание рук.

6. Отведение и скрещивание рук на груди.

7. Вставание.

8. «Парение» на спине.

9. Поворот со спины на живот.

10. Рефлекторное ползание.

11. Присаживание (при поддержке за одну руку).

12. Самостоятельное присаживание.

13. Сгибание и разгибание ног.

14. Одновременное сгибание ног.

15. Ползание.

16. Приседание на корточки.

17. Приподнимание туловища за выпрямленные руки из положения лежа на животе.

18. Сгибание и разгибание рук.

19. Приподнимание из исходного положения лежа на спине.

20. Круговые движения руками.

Для гипотрофии характерно истощение организма, истончение подкожно-жирового слоя в результате нарушения функций желудочно-кишечного тракта, перенесенных инфекционных заболеваний и др. Ребенок худеет, отмечается вялость мускулатуры, бледность кожи, нарушение теплового обмена. Гипотрофия – наиболее частое проявление хронической недостаточности питания у детей раннего возраста (неправильное вскармливание и уход, частые заболевания и т.д.).

Выделяют три степени гипотрофии:

– при I степени – потеря массы тела составляет до 20% нормы;

– при II – до 40%;

– при III – более 40%.

Комплексное лечение включает общий массаж, лечебную гимнастику, воздушные ванны, диету, хвойные ванны с температурой воды 36–37 °С по 8–10 минут через день, общее УФ-облучение, на курс 15–20 облучений через день. В комплексном лечении массаж занимает ведущее место. Большое значение имеет также правильный уход, рациональное питание.

Задачи массажа: улучшение и нормализация обменных процессов, функции желудочно-кишечного тракта, восстановление функции опорно-двигательного аппарата. Используют поглаживание, растирание и разминание всего тела. Во время процедуры ребенка надо чаще переворачивать со спины на живот и обратно. Массаж проводится 2–3 раза в день, продолжительность – 3–5 минут.

Задачи ЛФК:

– нормализация обмена веществ;

– стимуляция защитных сил организма;

– нормализация функции органов пищеварения, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем;

– предупреждение отставания в психомоторном развитии;

– восстановление и нормализация двигательных навыков в случае их нарушения.

При наличии гипотрофии I степени занятия ЛФК продолжительностью 15–18 минут включают активные, с небольшим количеством повторений, физические упражнения в соответствии с уровнем развития моторики, пассивные, активные (с помощью) упражнения для развития двигательных навыков, поглаживающий массаж туловища и конечностей и выборочно гипотоничных мышц с использованием всех приемов.

У детей с гипотрофией II степени продолжительность занятий сокращают до 15 минут, уменьшают общую нагрузку.

У детей с гипотрофией III степени продолжительность занятий составляет 5–8 минут. Используют преимущественно поглаживающий массаж туловища и конечностей, рефлекторные упражнения, выкладывание на живот.