logo
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев

В этом возрасте уже устанавливается равновесие тонуса мышц – сгибателей и разгибателей верхних конечностей, что дает возможность ввести в комплекс пассивные движения для рук.

Ребенку старше 3 месяцев при массаже кроме поглаживания и растирания вводят разминание.

1. Массаж рук. И. п. – на боку, ногами к краю стола. Поглаживание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание от кисти к плечу. Повторить 6–8 раз.

2. Пассивное упражнение – скрещивание рук на груди. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Ребенку дают обхватить большие пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибают руки ребенка и отводят их в стороны. Повторить 4–6 раз.

3. Массаж живота. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук по ходу часовой стрелки производят круговое поглаживание живота. Повторить 5–6 раз;

б) растирание: производят основанием ладони одной руки. Повторить 2–3 раза.

Нельзя массировать область печени (правое подреберье)!

4. Массаж ног. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание: слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Повторить 6–8 раз;

б) растирание: ладонью производят мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Повторить 5–6 раз. Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

в) растирание голени: указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень ребенка и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к колену. Повторить 4–6раз.

5. Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево. И. п. – на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой за согнутую в локте правую руку малыша, путем поворота таза стимулируют поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить его стопы, а правой – согнутую в локте левую руку малыша. Повторить 1–2 раза в каждую сторону.

6. Массаж спины. И. п. – на животе, ногами к краю стола:

а) поглаживание: производят пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук. Повторить 4–6 раз;

б) растирание: производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. Повторить 4–6 раз;

в) разминание: производят концами II–V пальцев обеих рук в виде полукружных движений с умеренным нажимом. Повторить 4–6 раз.

7. Рефлекторное упражнение – разгибание позвоночника и ног. И. п. – на животе, ногами к краю стола. Методист, подводя одну руку под живот, а другой удерживая за ноги, поднимает ребенка над столом. При этом происходит разгибание позвоночника и ног. Повторить 2–3 раза.

8. Массаж стоп. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание стоп: поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава. Повторить 4–6 раз;

б) растирание пальцев стопы: ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят растирающие движения. Повторить 2–3 раза;

в) вибрация: полусогнутыми пальцами руки похлопывают по стопе ребенка. Повторить 4–6 раз.

9. Рефлекторное упражнение – отведение и приведение стоп. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Пальцем правой руки проводят с легким нажимом по краю и вокруг стопы ребенка, начиная от большого пальца (отведение) и вокруг всей стопы, затем начиная от мизинца и вокруг всей стопы (приведение). Повторить 2–4 раза.

10. Рефлекторное упражнение – «потанцовывание» (ножной рефлекс). И. п. – ребенка поддерживают подмышки и ставят на стол спиной к себе. От прикосновения к плотной поверхности ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 4–6 раз.

Общая продолжительность занятия – 6–8 минут.