Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при нарушениях обмена веществ у детей Ожирение
Самой распространенной формой ожирения в детском и подростковом возрасте является ожирение, не связанное с нарушением работы эндокринной системы организма (83,7% случаев). У школьников наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени, основными причинами возникновения которого являются малоподвижный образ жизни и неправильное питание.
Конституционно-экзогенная форма ожирения является наследственной, проявляется с раннего возраста, быстро прогрессирует. В наиболее тяжелых случаях может развиться вторичный диэнцефальный синдром. В развитии конституционно-экзогенного ожирения, помимо наследственной предрасположенности, большое значение имеет переедание, употребление чрезмерного количества жиров, углеводов и недостаток двигательной активности. При ожирении II степени и более наблюдаются изменения со стороны кардиореспираторной системы, печени, желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, эндокринной и центральной нервной систем. Значительно снижаются функциональные возможности организма и физическая работоспособность, сопротивляемость вредным воздействиям. Дети с ожирением, как правило, «угрожаемы» по диабету. Прогрессирование ожирения сопровождается нарастанием нарушений основных систем организма.
Следует отметить, что ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем грозит различными заболеваниями. Основные трудности лечения ожирения I–II степени у школьников заключаются в том, что родители долгое время считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья. Такие дети надолго выпадают из поля зрения врачей. На прием, как правило, приходят подростки с III–IV степенью ожирения, но и в этих случаях основными причинами обращения к врачу являются жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, боли в области сердца, живота, но не на избыточный вес.
У младших школьников тучность вызвана в одинаковой мере двумя факторами: недостаточной подвижностью и избыточным питанием.
Изучение двигательного режима школьников показало, что около 80% учащихся, имеющих избыточный вес, ограничивались физическими упражнениями на уроках в школе и только 20–25% дополнительно занимались в различных спортивных секциях. Однако эти занятия не были постоянными и часто прерывались в связи с болезнями.
Ожирение, начавшееся в детские годы, если его вовремя не остановить, прогрессирует. Ожирение I–II степени в большинстве случаев встречается у мальчиков 9 лет и у девочек 9–11 лет.
Начиная с 12–13 лет школьники с I–II степенью ожирения начинают резко отставать в развитии выносливости, быстроты и силы. В частности, они не справляются с упражнениями на снарядах, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Им не удаются прыжки в высоту, скоростной бег. Это может быть объяснено прогрессированием скрытого патологического процесса – нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ.
Лечение ожирения может быть успешным только при выборе комплекса средства и методов. Важным в лечении ожирения является рациональное питание с ограничением в рационе жиров и углеводов. Необходимым условием успешного лечения является определение правильного режима двигательной активности. Лечебная физическая культура в комплексном лечении ожирения имеет важное значение, являясь патогенетическим методом. Основными формами лечебной физической культуры являются: утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки, дозированная ходьба и дозированный бег, плавание, туризм, спортивные игры и др. Механизм действия физических упражнений при ожирении основан на увеличении энергозатрат, восстановлении нарушенного обмена, нормализации функций кардиореспираторной и других систем, постепенной адаптации организма к нарастающим физическим нагрузкам.
Активизацию режима детей школьного возраста следует проводить путем запрещения сна свыше 7–8 часов в сутки, а также после приема пищи, запрещения лежания в течение дня, введения в режим дня утренней гигиенической гимнастики и водных процедур; ходить в школу и возвращаться – пешком, систематически заниматься в свободное от учебы время физическими упражнениями.
При легких и средних степенях алиментарного ожирения, наблюдающихся часто у детей школьного возраста с удовлетворительным состоянием сердечно-сосудистой системы, для самостоятельных занятий рекомендуют упражнения для брюшного пресса, ходьбу на 5–8 км со скоростью 2–3 км в час, пешеходные экскурсии в выходной день, плавание на 500 м и больше, езду на велосипеде, лыжные прогулки, игру в теннис и волейбол, а также охоту.
При построении занятия лечебной гимнастики подбирают общеукрепляющие гимнастические упражнения с охватом крупных мышечных групп конечностей и туловища, упражнения с предметами и снарядами (гимнастической палкой, булавами, гантелями массой 1–3 кг, эспандером, мячом, медболом). Силовые упражнения (со снарядами) следует сочетать с дыхательными и упражнениями в мышечном расслаблении. При расслаблении быстрее протекают восстановительные процессы в мышцах.
Дыхательные упражнения способствуют воспитанию правильного дыхания, стимулируют функцию внешнего дыхания после силовых упражнений, облегчают работу сердца. Они должны быть просты, выдох несколько продолжительнее вдоха. Вдох обычно соответствует выпрямленному положению туловища, а выдох – положению наклона, наибольшему напряжению при выполнении упражнения. Дыхание свободное. Задерживать дыхание на высоте вдоха не следует, в конце выдоха допускается задержка дыхания на 1–3 секунды для стимуляции последующего вдоха.
Корригирующие упражнения укрепляют мышцы туловища, противодействуют развитию деформаций и способствуют формированию правильной осанки.
Упражнения в равновесии включают в занятие лечебной гимнастикой для развития функции равновесия, имеющей важное прикладное значение.
Широкое применение находят упражнения с предметами, снарядами и на снарядах. Их используют преимущественно для разнообразия физических упражнений в занятии и для усиления общей физической нагрузки.
В занятия лечебной гимнастикой включают ходьбу и бег, которые стимулируют крово- и лимфообращение, противодействуют образованию застойных явлений, оказывают общеукрепляющие действие на организм.
Гимнастические упражнения выполняют из различных исходных положений: стоя, в ходьбе, сидя на коврике, на гимнастической скамейке, лежа на спине, на боку, на животе, в висе на гимнастической стенке. Амплитуда движения – полная, с некоторым мышечным напряжением. Темп выполнения – медленный и средний. Продолжительность занятия лечебной гимнастикой – от 35 до 60 минут.
Основные задачи ЛФК:
– снижение жировой массы;
– нормализация функций кардиореспираторной и других систем организма;
– повышение адаптации к возрастающей двигательной активности;
– увеличение физической работоспособности;
– повышение общего тонуса организма;
– увеличение общей сопротивляемости организма.
- Особенности физического воспитания новорожденных. Виды физических упражнений, которые используются при физическом воспитании новорожденных
- Комплекс упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 4 до 6 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 6 до 9 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 9 до 12 месяцев
- Общие показания и противопоказания к применению лфк у детей раннего возраста
- Физиологическое влияние массажа на организм детей. Показания и противопоказания к его назначенИю
- Основные методические принципы применения средств физической реабилитации в педиатрии
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях у детей раннего возраста
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Врожденные пороки сердца
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Артериальная гипертензия
- Комплекс упражнений для детей и подростков с артериальной гипертензией
- Вегетативная дисфункция
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания
- Пневмонии
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с локализацией процесса в нижней доле правого легкого
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с затянувшимся течением
- Постуральный дренаж и дренажная гимнастика
- Комплекс упражнений «дренажной» гимнастики
- Бронхит
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (постельный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (палатный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (общий режим)
- Бронхиальная астма
- Противопоказания для проведения лфк при бронхиальной астме:
- Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей школьного возраста
- Специальные упражнения при бронхиальной астме
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов пищеварения
- Гастрит
- Комплекс упражнений при гастрите с секреторной недостаточностью
- Комплекс упражнений при гастрите с сохраненной или повышенной секреторной функцией
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (постельный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (палатный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (фаза ремиссии)
- Дискинезии желчевыводящих путей, холециститы
- Комплекс упражнений при холецистите и джвп по гипокинетическому типу
- Комплекс упражнений при гиперкинетической форме джвп
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- Сколиоз
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста со сколиозом I–II степени
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки
- Комплекс лечебной гимнастики при кифотических деформациях позвоночника (по а. Ф. Каптелину)
- Плоскостопие
- Комплекс упражнений при плоскостопии
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при нарушениях обмена веществ у детей Ожирение
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики при ожирении
- Комплекс упражнений для детей с ожирением
- Сахарный диабет
- Комплекс упражнений для детей с невысокой физической активностью
- Комплекс упражнений для детей с сохраненной физической активностью
- Комплекс упражнений для ног
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики и массажа при рахите, гипотрофии, врожденной мышечной кривошее, врожденном вывихе бедра
- Комплекс упражнений и массажа для детей с рахитом
- Комплекс упражнений и массажа для детей с гипотрофией II степени в возрасте 5–9 месяцев
- Комплекс упражнений при врожденной кривошее
- Комплекс массажа и гимнастики для детей с врожденным вывихом бедра в возрасте от 2 недель до 3 месяцев
- Вопросы для самоконтроля
- Ситуационные задачи
- Содержание