logo
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Распространенность язвенной болезни в структуре гастроэнтерологической патологии детского возраста составляет от 3,6 до 14,8%. Мальчики и девочки болеют одинаково часто, только после 14 лет увеличивается число больных среди юношей. Чаще всего заболевание начинается в школьном возрасте, причем около половины детей заболевают в возрасте 7–9 лет. В детском возрасте язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки встречается примерно в 3 раза чаще, чем язвенная болезнь желудка.

Противопоказания к занятиям ЛФК:

– свежая язва в остром периоде;

– язва, осложненная кровотечением;

– преперфоративное состояние;

– язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации;

– свежие массивные парапроцессы при пенетрации;

– выраженные диспепсические расстройства;

– выраженный болевой синдром;

– общие противопоказания.

Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.

Задачи ЛФК:

– урегулирование процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе;

– нормализация нервно-психологического состояния больного ребенка;

– улучшение функции дыхания, кровообращения и пищеварения, окислительно-восстановительных процессов;

– противодействие различным осложнениям, сопровождающим язвенную болезнь (спаечные процессы, застойные явления и др.);

– повышение функционального состояния опорно-двигательного аппарата;

– нормализация мышечного тонуса, являющегося мощным регулятором внутренних органов, повышение мышечной силы, проприоцептивной чувствительности;

– выработка необходимых моторных качеств, навыков и умений (дыхания, расслабления мышц, элементов аутогенной тренировки, координации движений и др.).

ЛГ применяют по окончании острого периода заболевания. Следует осторожно выполнять упражнения, если они усиливают боли. Жалобы часто не отражают объективного состояния и язва может прогрессировать при субъективном благополучии (исчезновение болей и др.). В связи с этим при лечении больных следует щадить область живота и очень осторожно, постепенно повышать нагрузку на мышцы брюшного пресса. Можно постепенно расширять двигательный режим путем возрастания общей нагрузки при выполнении большинства упражнений, в том числе упражнений в диафрагмальном дыхании и упражнений для мышц брюшного пресса.

Занятия ЛГ сначала проводят применительно к постельному режиму. В занятия включаются общеразвивающие гимнастические упражнения в соответствии с уровнем развития и физической подготовленности детей для всех мышечных групп с небольшим числом повторений. Упражнения для мышц брюшного пресса и повышение внутрибрюшного давления в этом периоде занятий исключаются. В первые занятия необходимо научить больного брюшному дыханию при небольшой амплитуде колебаний брюшной стенки. Эти упражнения, вызывая незначительные изменения внутрибрюшного давления, содействуют улучшению кровообращения и нежному массажу органов брюшной полости, уменьшению спастических явлений и нормализации перистальтики. Движения в крупных суставах конечностей выполняют сначала с укороченным рычагом и небольшой амплитудой. Можно использовать упражнения в статическом напряжении мышц пояса верхних конечностей, брюшного пресса и нижних конечностей. Исходные положения – лежа на спине и на боку. Темп упражнений – медленный и средний. Общая длительность занятий – 10–12 минут. Время занятий, а также комплексов упражнений для самостоятельного выполнения больным выбирается с учетом характера секреторных расстройств.