Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях у детей раннего возраста
Вынужденный покой или резкое ограничение двигательной активности ребенка крайне неблагоприятно влияют как на его общее состояние, так и на течение болезни. Любое ограничение движений дети всегда переносят очень тяжело, поскольку потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей организма, его нормального формирования и развития, а именно мышечные движения являются биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма во все периоды детства. Доказано, что движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детского организма, всегда являются оздоровительным фактором. Этим, вероятно, можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных средств ЛФК, основанных на принципе общего воздействия на организм ребенка.
В основе лечебного действия физических упражнений, относительно больных и ослабленных детей, следует понимать целенаправленный процесс восстановления нарушенных функций организма в целом, а также отдельных его органов и систем. Основным итогом влияния физических упражнений является восстановление нарушенных болезнью нервных и нервно-гуморальных регуляций. Длительное систематическое применение физических упражнений стимулирует функциональную адаптацию организма к нагрузкам, что приводит к устранению нарушений, возникших вследствие болезни. Лечебное действие физических упражнений в первую очередь заключается в том, что они помогают корректировать измененные и искаженные во время болезни функции ЦНС и кортико-висцеральные взаимоотношения, способствуют торможению патологических рефлексов, тем самым они помогают созданию новых условнорефлекторных связей, ускоряют репаративные процессы.
Современные представления об основных механизмах лечебного действия физических упражнений – тонизирующее, трофическое действие, формирование компенсаций и восстановление функций – полностью можно отнести и к детскому организму. Именно в детском возрасте ЛФК способствует наиболее быстрому и надежному влиянию всех этих механизмов.
ЛФК в практике врачей-педиатров следует рассматривать в плане широкого комплекса различных средств, которые включают в себя физические упражнения, организацию двигательных режимов, трудовых процессов, использования природных факторов для закаливания организма и массаж, который, особенно в раннем детском возрасте, является неотъемлемой частью лечебной физкультуры. Используя в терапевтических целях адекватные возрасту и характеру заболевания средства ЛФК, можно достичь наибольшего лечебного эффекта только при условии соблюдения методических принципов проведения ЛФК, а именно:
1) систематичности;
2) от простого к сложному;
3) постепенного повышения нагрузки;
4) индивидуального подхода к каждому ребенку;
5) доступности;
6) учета развития движений зависимости от возраста ребенка;
7) сочетания физических упражнений общего действия и специального характера;
8) чередование видов мышечной нагрузки;
9) сознательности и активности, которые помогают усилить действие средств ЛФК, повысить психотерапевтический эффект.
Понимание задач и возможностей физических упражнений в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повышению эмоционального уровня, активизирует и дисциплинирует детей.
- Особенности физического воспитания новорожденных. Виды физических упражнений, которые используются при физическом воспитании новорожденных
- Комплекс упражнений для детей от 1,5 до 3 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 3 до 4 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 4 до 6 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 6 до 9 месяцев
- Комплекс упражнений для детей от 9 до 12 месяцев
- Общие показания и противопоказания к применению лфк у детей раннего возраста
- Физиологическое влияние массажа на организм детей. Показания и противопоказания к его назначенИю
- Основные методические принципы применения средств физической реабилитации в педиатрии
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации при заболеваниях у детей раннего возраста
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- Врожденные пороки сердца
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Артериальная гипертензия
- Комплекс упражнений для детей и подростков с артериальной гипертензией
- Вегетативная дисфункция
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания
- Пневмонии
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с локализацией процесса в нижней доле правого легкого
- Комплекс упражнений при очаговой пневмонии с затянувшимся течением
- Постуральный дренаж и дренажная гимнастика
- Комплекс упражнений «дренажной» гимнастики
- Бронхит
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (постельный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (палатный режим)
- Комплекс упражнений для больных бронхитом (общий режим)
- Бронхиальная астма
- Противопоказания для проведения лфк при бронхиальной астме:
- Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста
- Комплекс лечебной гимнастики при бронхиальной астме для детей школьного возраста
- Специальные упражнения при бронхиальной астме
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях органов пищеварения
- Гастрит
- Комплекс упражнений при гастрите с секреторной недостаточностью
- Комплекс упражнений при гастрите с сохраненной или повышенной секреторной функцией
- Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (постельный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (палатный режим)
- Комплекс упражнений при язвенной болезни (фаза ремиссии)
- Дискинезии желчевыводящих путей, холециститы
- Комплекс упражнений при холецистите и джвп по гипокинетическому типу
- Комплекс упражнений при гиперкинетической форме джвп
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- Сколиоз
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста со сколиозом I–II степени
- Комплекс лечебной гимнастики для детей школьного возраста с нарушением осанки
- Комплекс лечебной гимнастики при кифотических деформациях позвоночника (по а. Ф. Каптелину)
- Плоскостопие
- Комплекс упражнений при плоскостопии
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики при нарушениях обмена веществ у детей Ожирение
- Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики при ожирении
- Комплекс упражнений для детей с ожирением
- Сахарный диабет
- Комплекс упражнений для детей с невысокой физической активностью
- Комплекс упражнений для детей с сохраненной физической активностью
- Комплекс упражнений для ног
- Задачи и особенности методик лечебной гимнастики и массажа при рахите, гипотрофии, врожденной мышечной кривошее, врожденном вывихе бедра
- Комплекс упражнений и массажа для детей с рахитом
- Комплекс упражнений и массажа для детей с гипотрофией II степени в возрасте 5–9 месяцев
- Комплекс упражнений при врожденной кривошее
- Комплекс массажа и гимнастики для детей с врожденным вывихом бедра в возрасте от 2 недель до 3 месяцев
- Вопросы для самоконтроля
- Ситуационные задачи
- Содержание