logo search
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Комплекс упражнений для детей от 6 до 9 месяцев

В этом возрасте нарастает развитие произвольных движений, и в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию.

1. Пассивное упражнение – поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками большие пальцы методиста. Он поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз. Повторить 4–6 раз.

2. Массаж живота. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание. Повторить 5–6 раз;

б) растирание: производят основанием ладони одной руки. Повторить 2–3 раза.

Нельзя массировать область печени!

3. Пассивное упражнение – поднимание прямых ног. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Обхватив голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, фиксируя остальными пальцами колени, приподнимают прямые ноги ребенка до вертикального положения и опускают их. Повторить 4–6 раз.

4. Массаж стоп. И. п. – на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (повторить 4–5 раз), затем растирание (повторить 2–3 раза);

б) поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами рук производят поглаживание стопы по ее тыльной стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (повторить 4–6 раз), затем так же растирают (повторить 2–3 раза);

в) вибрация стопы: похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы. Повторить 4–6 раз.

5. Пассивное упражнение – круговые движения ног в тазобедренных суставах. И. п. – на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает ноги за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны. Повторить 4–6 раз в каждую сторону.

6. Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево. И. п. – на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой – за согнутую в локте правую руку ребенка путем поворота таза стимулируют к повороту со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить стопы ребенка, а правой – его согнутую в локте левую руку. Повторить по 1–2 раза в каждую сторону.

7. Пассивное упражнение – отведение плеч назад до сведения лопаток. И. п. – на животе, ногами к краю стола. Малыш обхватывает указательные пальцы методиста, при этом детские руки обращены ладонными поверхностями к его груди. Методист отводит руки малыша назад до сведения лопаток. Повторить 1–3 раза.

8. Пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног. И. п. – на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на столе. Сгибание и разгибание ног, не отрывая стопы от поверхности стола. Повторить 3–5 раз.

9. Активное упражнение – ползание. И. п. – на животе, ногами к краю стола. Перед ребенком кладут яркую игрушку. Методист фиксирует рукой стопы ребенка, ноги которого согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то методист, подложив свою левую руку под грудь ребенка, сам продвигает его вперед. Повторить 4–6 раз.

Общая продолжительность занятия – 8–10 минут.