logo search
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Комплекс упражнений для детей от 9 до 12 месяцев

Этот возраст характеризуется значительным развитием активных координированных движений, подготовляющих ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе, поэтому некоторые упражнения даются из исходного положения стоя. Для стимулирования большей активности в этом возрасте применяют упражнения с предметами (кольца, палочки).

1. Общий массаж.

Массаж рук. И. п. – на боку, ногами к краю стола. Поглаживание и растирание: левой рукой поднимают вверх руку ребенка, ладонью правой руки производят поглаживание (повторить 3–4 раза), в направлении от кисти к плечу, затем растирание (повторить 2–3 раза).

Массаж живота. И. п. – на спине, ногами к краю стола: Поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание (повторить 5–6 раз). Растирание: производят основанием ладони одной руки (повторить 2–3 раза).

Нельзя массировать область печени!

Массаж ног. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Массаж пальцев. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы ребенка в отдельности и производят поглаживание (повторить 4–6 раз), а затем растирание (повторить 2–3 раза):

а) массаж стоп. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка, большими пальцами производят поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (повторить 4–6 раз), после этого растирают (повторить 2–3 раза). Затем поглаживают, растирают и поколачивают подошвенную поверхность стоп (повторить 2–3 раза);

б) массаж бедер и голеней. Поглаживание: слегка придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, производят ладонью другой руки поглаживание по передней, наружной и задней сторонам голени и бедра в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Повторить 4–6 раз.

Растирание: ладонью производят растирания по передней, наружной и задней поверхностям голени и бедра. Повторить 2–3 раза.

Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

Растирание голени кольцевидное: указательным и большим пальцами обеих рук плотно обхватывают голень и одновременно производят энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу. Повторить 2–3 раза. Разминание голени производят обхватывающими движениями большого и указательного пальцев одновременно обеими руками, но в разные стороны в направлении к коленному суставу. Повторить 2–3 раза.

Массаж грудной клетки. И. п. – на спине, ногами к краю стола. Поглаживание: производят ладонями обеих рук по обе стороны от грудины в направлении к подмышечным впадинам. Повторить 4–6 раз.

Растирание: согнутыми двумя или тремя пальцами обеих рук одновременно массируют между ребрами по обе стороны от грудины, не нажимая на ребра. Повторить 2–3 раза в каждом межреберье. Для углубления дыхания грудную клетку плотно обхватывают двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на груди под сосками. Ладонями обеих рук приподнимают кверху кожу грудной клетки ребенка, производя круговые движения, расширяющие грудную клетку. Повторить 4–6 раз.

Массаж спины и ягодиц. И. п. – на животе, ногами к краю стола, поглаживание: производят двумя пальцами рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук. Повторить 4–6 раз. Растирание: производят средними фалангами кистей рук, сжатых в кулак. Повторить 4–6 раз.

Разминание: производят концами II–V пальцев в виде спиралевидных движений с умеренным нажимом. Повторить 2–3 раза. Вибрация: похлопывают ягодицы. Повторить 2–3 раза.

2. Активное упражнение – поднимание прямых ног. И. п. – на спине, ногами к краю стола. На высоте прямых ног ребенка взрослый держит палочку и побуждает его словами «выше, выше» дотянуться до нее ногами. Повторить 2–3 раза.

3. Активное упражнение – вставание на ноги. Осуществляется из любого положения по просьбе методиста, который слегка корригирует движения, помогая ребенку встать. Повторить 1–2 раза.

4. Активное упражнение – наклон и выпрямление туловища в положении стоя. И. п. – ребенок стоит, прислонившись спиной к методисту. У ног ребенка кладут игрушку, удобную для захватывания. Методист фиксирует колени ребенка правой рукой, а левой поддерживает его за живот. Словами «возьми, возьми» ребенка побуждают наклониться и, взяв игрушку, снова выпрямиться. Повторить 2–3 раза.

5. Активное упражнение – доставание игрушки. И. п. – стоя спиной к методисту, который одной рукой удерживает малыша за живот, а в другой держит игрушку на высоте вытянутых рук ребенка. Ребенок должен достать игрушку. Повторить 4–6 раз.

6. Активное упражнение – попеременное сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. И. п. – лежа, сидя, стоя лицом к взрослому. Ребенку дают обхватить небольшие кольца, которые держит взрослый, и производят сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. При сгибании одной руки разгибают другую. Повторить по 5–6 раз каждой рукой.

7. Активное упражнение – приседание. И. п. – стоя лицом к методисту, который придерживает ребенка за обе согнутые в локтях руки и побуждает его к приседанию словами «присядь, присядь», «стань маленьким». Повторить 2–3 раза.

8. Активное упражнение – ходьба. Ребенок передвигает маленький стульчик, держась обеими руками за его спинку, и шагает за ним в течение 1–2 минут.

Общая продолжительность занятия – 12–15 минут.