logo search
Физическая реабилитация / Методические материалы для студентов / ФР в педиатрии

Комплекс упражнений при врожденной кривошее

1. И. п. – лежа на спине, головой к краю стола (полужесткий матрац, на котором проводят упражнения, должен в изголовье несколько заходить за кран стола, чтобы затылок ребенка не касался поверхности стола). Плечи ребенка должны быть фиксированы, обычно это делает мать. Массажист обхватывает голову ребенка ладонями и пластично, медленно, с очень легкой вибрацией поворачивает ее в сторону пораженной мышцы, после чего также с легкой вибрацией наклоняет в здоровую сторону.

2. И. п. – лежа на спине. Массажист проводит плавное и ровное (по осевой линии) разгибание и сгибание головы при также при фиксации плеч ребенка.

3. (Рефлекторное упражнение) И. п. – лежа на весу на «здоровом» боку. Массажист поддерживает ребенка ладонью, на которой ребенок лежит боком над столом. В положительном случае ребенок несколько изгибает туловище и приподнимает ноги до горизонтального положения. Упражнение повторяется лишь в том случае, если рефлекс еще вызывается (обычно до 3–4 мес.). Повторить 2–3 раза.

4. (Рефлекторное .упражнение). И. п. – лежа на боку. Придерживая ребенка в этом положении, массажист проводит подушечками II или III пальца по спине ребенка, паравертебрально, на 1 см от позвоночника, по обеим его сторонам сверху вниз. При этом происходит разгибание спины, головы, таза. Это упражнение делают поочередно на правом и левом боку. Повторить 3–6 раз.

Лучший эффект от упражнений происходит в положении ребенка на боку, противоположном кривошее; голова при этом наклоняется в здоровую сторону, а поворачивается в больную. Упражнения делают и при положении ребенка лежа на боку со стороны кривошеи, но в соотношении 1:2, 1:3, т. е. больше на «здоровом» боку.

5. И. п. – лежа на животе. Массажист придерживает ребенка за кисти рук, поднимает их вперед и отводит в стороны, затем сгибает руки ребенка, приводя их к боковым поверхностям туловища (кисти ребенка у плечевых суставов). Повторить 4–5 раз.

6. И. п. – лежа на животе. Массажист поддерживает ребенка одной рукой под живот, другой – за ноги и приподнимает нижнюю часть туловища ребенка и его ноги. Ребенок опирается на свои вытянутые руки. Массажист побуждает ребенка передвигаться на руках.

Массаж и ЛГ проводятся курсами по 15–25 занятий за один курс; количество курсов – 3–6; между ними перерыв в 1–1,5 месяца. Количество занятий и курсов определяется тяжестью поражения и динамикой состояния ребенка. Желательно, чтобы родители занимались с ребенком 3–4 раза в день по 5–15 минут.

Для ребенка с кривошеей целесообразно проводить лечебное плавание в ванне (35–36 °С). В положении ребенка лежа на спине взрослый поддерживает его на поверхности одной рукой под голову и плечи, а I и II пальцами другой руки слегка захватывает грудиноключичнососцевидную мышцу, мягко разминая уплотнение на ней, слегка растягивая мышцу.

Необходимо обратить внимание на то, что ребенок не должен кричать на протяжении всей процедуры ЛГ. Сильное возбуждение, негативное отношение ребенка к процедуре наносят вред его нервной системе, что особенно опасно при сочетании кривошеи с поражением нервной системы. Кроме того, приемы массажа и упражнения, проводимые с усилием, в быстром темпе, могут способствовать повреждению нервных и сосудистых пучков шеи.

Врождённый вывих бедра – неправильное взаиморасположение элементов тазобедренного сустава. В зависимости от степени смещения головки бедренной кости различают вывих, подвывих и предвывих бедра. Одной из причин является дисплазия тазобедренного сустава. У новорожденного формирование сустава не завершено, поэтому очень важна ранняя диагностика и лечение заболевания. При раннем начале лечения достаточно эффективны массаж и ЛГ.

При врожденном вывихе бедра и дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача–ортопеда. Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание. При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, допускаемом укладкой.

Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Во время купания возможны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше). При плавании ребенка на животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.