Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений
Для того чтобы улучшить ваши отношения с профессиональными психиатрами и другими медицинскими работниками, вам следует:
1) Быть вежливыми. Вежливость - это то качество, которое поможет вам решить многие вопросы, касающиеся защиты интересов вашего больного родственника.
2) Сообщайте всю требуемую от вас информацию.
3) Уважайте время вашего собеседника.
4) Интересуйтесь, не требуется ли от вас какая-нибудь помощь.
5) В случае необходимости просите о встрече (в присутствии или в отсутствие вашего больного родственника). Вы можете также попросить предоставить вам сведения о диагнозе, плане лечения, лекарствах, принимаемых больным, и прогнозе (хотя врач может потребовать согласия на это вашего больного родственника),
6) Вы можете ожидать уважительного со стороны медицинского персонала.
7) Помните, что профессиональные психиатры часто работают в напряженной и неблагожелательной обстановке, когда:
* они не в состоянии помочь тем: пациентам, которые отказываются лечиться;
* они сами и их пациенты часто сталкиваются с предрассудками, невежественным и предвзятым отношением окружающих к психическим заболеваниям;
семьи больных часто ждут от них невыполнимого (прямого излечения больного):
* они не в состоянии помочь некоторым пациентам так как современное состояние психиатрической науки не позволяет найти адекватного лечения некоторых форм психических болезней;
* недостаточное финансирование лечебных программ, штатов и основных потребностей больных;
* имеются законодательные ограничения на распространение конфиденциальной информации.
Помните, что нельзя судить о медицинском учреждении на основании одного только первого впечатления. Кроме того человека, с которым вам довелось общаться, в этом учреждении работают многие другие люди разного уровня подготовки и компетенции. Имейте также в виду, что ваши цели во многом совпадают с задачами медицинского персонала, хотя вы можете по-разному представлять их себе. Так же как и вы, они недовольны и угнетены неудовлетворительным состоянием системы психиатрической помощи в стране. Если вы будете смотреть на медицинский персонал как на союзников, то ваши контакты с ними будут более плодотворными, т.к. совместными усилиями можно заставить работать более эффективно даже несовершенную систему. Если же вы начнете вымещать на медицинском персонале свое недовольство, то не только будете мешать их работе, но и рискуете испортить с ними отношение, что не пойдет на пользу ни вам, ни вашему больному родственнику.
Для того чтобы получить от врача более подробный ответ, вам следует задавать более конкретные вопросы, которые показывали бы врачу, что вы немного разбираетесь в проблеме. Вместо того, чтобы спрашивать: "Ну как он там, доктор?", можно задать такой вопрос: "Вы считаете, что это случайный эпизод, или проявление длительной болезни типа шизофрении или биполярного синдрома?" Можно также спросить: "А какой, по вашему мнению, рабочий диагноз?" и "Каков прогноз?" или "Как долго он пробудет в стационаре?", или "Назначена ли уже дата выписки?" Можно также спросить: "Какие программы реабилитации потребуются ему после выписки?" и т.д.
Я не раз уже подчеркивала, как важно смотреть на вещи реалистически и не переоценивать ни свои возможности, ни возможности вашего больного родственника. Все сказанное в равной степени относится и к медицинским работникам и программам помощи. Как медики, так и организаторы программ помощи ограничены, с одной стороны, доступными им ресурсами, а с другой стороны - характером заболевания. Вы вправе ожидать, что лечение и участие в тех или иных программах несколько облегчит состояние вашего больного родственника, но было бы неоправданным ожидать полного выздоровления. Очень важно знать, какие именно программы помощи доступны в вашем районе. Приведенные ниже два очередных отрывка из справочного руководства знакомят вас с некоторыми видами программ.
- Isbn 5-89251-023-9 (Россия)
- Оглавление
- Глава 1. Мир душевной болезни 10
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней 21
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми 33
- Предисловие
- Предисловие автора
- Мой жизненный путь
- Как пользоваться книгой
- Глава 3-я содержит обзор основных знаний и навыков, необходимых для повседневного общения с душевнобольным.
- Глава 5-я посвящена еще более серьезным и опасным симптомам, таким как вычурное поведение, склонность к насилию или самоубийству, злоупотребление наркотиками.
- Глава 1. Мир душевной болезни
- Шизофрения
- Галлюцинации
- Расстройство мышления
- Неадекватность эмоций
- Большие аффективные расстройства
- Другие диагнозы
- Субъективный опыт душевнобольных
- Чувства страха и растерянности
- Спутанное самоощущение
- Чувства вне контроля
- Тенденция придавать особый смысл событиям
- Идеи отношения
- Несвязанные ассоциации
- Сверхчувствительность к критике
- Отчаяние и утрата энергии
- Способность к критическому пониманию своего состояния
- Вторичные симптомы психической болезни
- Причины психического заболевания
- Мифы о психической болезни
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней
- Основное лечение - медикаментозное
- Как добиться, чтобы больной согласился принимать лекарства и лечиться
- Как помочь больному правильно относиться к медикаментозному лечению
- Программы реабилитации
- Другие виды терапии
- Терапия беседой
- Группы самопомощи
- Электросудорожная терапия
- Оценка эффективности лечения
- О некоторых неэффективных методах
- Выбор врача, психотерапевта и реабилитационной программы
- Прогноз психического заболевания
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми
- Общие рекомендации по повседневной жизни Относитесь к больному с уважением
- Будьте спокойны и открыты
- Сдерживайте себя и успокаивайтесь
- Отделите человека от болезни
- Поддерживайте позитивный настрой
- Определение реальных целей для больного родственника
- Установление дружелюбной дистанции
- Каково мое участие?
- Установление стабильной структуры
- Установление правил и ограничений
- Выбор объекта борьбы
- Развитие навыков хорошей коммуникации
- Обращение с позитивной просьбой.
- Обращение с просьбой
- Выражение негативных чувств
- Рекомендации по взаимоотношениям с душевнобольным человеком
- Возвращение к правилам
- Глава 4. Как справляться с основными симптомами - галлюцинациями, бредом и спутанным мышлением, - чтобы свести рецидивы к минимуму
- Как реагировать на бред и галлюцинации
- Общение с больным, страдающим галлюцинациями
- Реагирование на поведение больного со спутанным мышлением
- Как справиться с гневом психически больного человека
- Как справиться с гневом больного родственника
- Уменьшение рецидивов
- Уменьшение рецидивов
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Глава 5. Как справляться с более серьезными симптомами и проблемами: необычным и агрессивным поведением, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, склонностью к суициду
- Необычное поведение
- Как вести себя с больным, отличающимся необычным поведением
- Агрессивное поведение
- Предотвращение агрессивного поведения
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками или химическая зависимость
- Предотвращение суицида
- Глава 6. Как справляться со своими чувствами
- Как справиться со стрессом
- Анкета для работы с собственным стрессом
- Живите собственной жизнью
- Значение самообразования
- Ассоциация помощи душевнобольным людям
- Реальные цели и ожидания в отношении самого себя
- Особые замечания о братьях, сестрах и детях больного
- Жизнь детей в семье с психически больным родственником
- Чувство вины
- Чувство вины
- Причины сознания вины:
- Влияние чувства вины:
- Справляйтесь с чувством вины за свои более разумные и менее болезненные подходы к ситуации
- Гнев и беспокойство
- Глава 7. Как согласовать потребности больного с потребностями семьи
- В больнице или дома?
- Баланс времени, потраченного на больного и на здоровых членов семьи
- Следует ли моему душевнобольному родственнику жить дома?
- Как добиться того, чтобы повседневная жизнь и праздники приносили удовольствие
- Правила жизни дома и посещения больного в медицинском учреждении
- Как добиться того, чтобы общение с душевнобольным было приятным
- Праздники
- Планирование праздников
- Принятие решения с учетом интересов всей семьи
- Как решать проблемы, стоящие перед семьей
- Что делать в том случае, когда вы не можете решить что делать
- Проблемы, возникающие между детьми и родителями
- Что могут и чего не могут сделать родители для братьев и сестер душевнобольного
- Сохранение крепкой семьи
- Глава 8. Контакты с профессионалами и выбор медицинского учреждения
- Краткая история системы психиатрической помощи
- Кто есть кто в системе психиатрической помощи
- Распределение ответственности за качество жизни и лечение вашего больного родственника
- Совещание, посвященное лечению больного
- Контакты с работниками системы службы психического здоровья
- Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений
- Примеры программ помощи душевнобольным стационарные программы (больной живет вне дома)
- Программы амбулаторного лечения. (пациент живет вне учреждения, оказывающего медицинскую помощь)
- Дома промежуточного пребывания и стационарных терапевтических программ
- Конфиденциальность
- Согласие на разглашение конфиденциальной информациия.
- Ведение записей о ходе лечения
- Ведение записей о ходе лечения
- Совместная работа
- Глава 9. Как решать практические проблемы повседневной жизни (жилье, трудоустройство, финансы, предрассудки)
- Как разговаривать с людьми, не имеющим отношения к душевным болезням
- Как бороться с предрассудками и добиваться понимания
- Как вести себя с людьми, страдющими душевными болезнями
- Поиски работы и жилья
- Финансовые вопросы
- Как заполнять анкеты при поисках работы и жилья
- Возможные источники покрытия расходов на жизнь и лечение
- Приложение 1. Лекарственные средства
- Приложение 2. Дополнительные источники информации
- Книги и статьи
- Шизофрения
- Биполярные расстройства и депрессия
- Психические болезни в целом
- Лекарственное лечение
- Взаимоотношения душевнобольных со здоровыми взрослыми братьями и сестрами
- Личный опыт
- Для детей и подростков
- Стратегия отношения к болезни в семьях
- Финансовые аспекты
- Взаимная зависимость
- Социальная политика и жизнь вне больницы
- Научная и профессиональная литература
- Профессиональные журналы
- Информационные бюллетени
- Буклеты
- Брошюры
- Аудио и видео кассеты