logo
Если ваш близкий страдает душевной болезнью_Р В

Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений

Для того чтобы улучшить ваши отношения с профессиональными психиатрами и другими медицинскими работниками, вам следует:

1) Быть вежливыми. Вежливость - это то качество, которое поможет вам решить многие вопросы, касающиеся защиты интересов вашего больного родственника.

2) Сообщайте всю требуемую от вас информацию.

3) Уважайте время вашего собеседника.

4) Интересуйтесь, не требуется ли от вас какая-нибудь помощь.

5) В случае необходимости просите о встрече (в присутствии или в отсутствие вашего больного родственника). Вы можете также попросить предоставить вам сведения о диагнозе, плане лечения, лекарствах, принимаемых больным, и прогнозе (хотя врач может потребовать согласия на это вашего больного родственника),

6) Вы можете ожидать уважительного со стороны медицинского персонала.

7) Помните, что профессиональные психиатры часто работают в напряженной и неблагожелательной обстановке, когда:

* они не в состоянии помочь тем: пациентам, которые отказываются лечиться;

* они сами и их пациенты часто сталкиваются с предрассудками, невежественным и предвзятым отношением окружающих к психическим заболеваниям;

семьи больных часто ждут от них невыполнимого (прямого излечения больного):

* они не в состоянии помочь некоторым пациентам так как современное состояние психиатрической науки не позволяет найти адекватного лечения некоторых форм психических болезней;

* недостаточное финансирование лечебных программ, штатов и основных потребностей больных;

* имеются законодательные ограничения на распространение конфиденциальной информации.

Помните, что нельзя судить о медицинском учреждении на основании одного только первого впечатления. Кроме того человека, с которым вам довелось общаться, в этом учреждении работают многие другие люди разного уровня подготовки и компетенции. Имейте также в виду, что ваши цели во многом совпадают с задачами медицинского персонала, хотя вы можете по-разному представлять их себе. Так же как и вы, они недовольны и угнетены неудовлетворительным состоянием системы психиатрической помощи в стране. Если вы будете смотреть на медицинский персонал как на союзников, то ваши контакты с ними будут более плодотворными, т.к. совместными усилиями можно заставить работать более эффективно даже несовершенную систему. Если же вы начнете вымещать на медицинском персонале свое недовольство, то не только будете мешать их работе, но и рискуете испортить с ними отношение, что не пойдет на пользу ни вам, ни вашему больному родственнику.

Для того чтобы получить от врача более подробный ответ, вам следует задавать более конкретные вопросы, которые показывали бы врачу, что вы немного разбираетесь в проблеме. Вместо того, чтобы спрашивать: "Ну как он там, доктор?", можно задать такой вопрос: "Вы считаете, что это случайный эпизод, или проявление длительной болезни типа шизофрении или биполярного синдрома?" Можно также спросить: "А какой, по вашему мнению, рабочий диагноз?" и "Каков прогноз?" или "Как долго он пробудет в стационаре?", или "Назначена ли уже дата выписки?" Можно также спросить: "Какие программы реабилитации потребуются ему после выписки?" и т.д.

Я не раз уже подчеркивала, как важно смотреть на вещи реалистически и не переоценивать ни свои возможности, ни возможности вашего больного родственника. Все сказанное в равной степени относится и к медицинским работникам и программам помощи. Как медики, так и организаторы программ помощи ограничены, с одной стороны, доступными им ресурсами, а с другой стороны - характером заболевания. Вы вправе ожидать, что лечение и участие в тех или иных программах несколько облегчит состояние вашего больного родственника, но было бы неоправданным ожидать полного выздоровления. Очень важно знать, какие именно программы помощи доступны в вашем районе. Приведенные ниже два очередных отрывка из справочного руководства знакомят вас с некоторыми видами программ.