logo
Если ваш близкий страдает душевной болезнью_Р В

Обращение с просьбой

На первый взгляд, обратиться с просьбой к душевнобольному человеку - дело не сложное. Однако существуют определенные аспекты этого процесса, от которых зависит, будете ли вы услышаны и правильно поняты. Они изложены в разделе "Обращение с просьбой".

Просьба отличается от требования, которое таит в себе угрозу и может вызвать гнев, обиду и другие негативные реакции. Просьбы отличаются и от пожеланий, надежд, ожиданий тем, что человек сделает или скажет то, с чем вы к нему обращаетесь; обычно такие обращения высказываются в нечеткой форме и могут расстраивать больного, который не понимает, чего от него хотят. Просьба, высказанная прямо, честно и доброжелательно, поможет вам добиться желаемого. Помните, что люди с серьезным психическим заболеванием чрезвычайно чувствительны к эмоциональному климату в своем окружении. Поэтому надо особенно обращать внимание на свое поведение, выражение лица, жесты, чтобы родственник понял то, что вы собираетесь ему сообщить.

ОТКРЫТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ.

Выражайте негативные чувства открыто:

1. Реагируйте сразу, как только поведение родственника вызовет ваше недовольство. Не откладывайте это, за исключением тех случаев, когда в данный момент не удается сохранить разумное спокойствие и ясность мысли.

2, Говорите определенно, что именно человек сказал или сделал (либо не сказал или не сделал), чем вызвал ваши негативные чувства. Будьте четки и конкретны. Например: "Когда ты вес ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство..."

3. Скажите родственнику, какие чувства вызвало у вас его поведение. Будьте откровенны и честны. Например: "Когда ты все ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство, мне очень грустно и тяжело быть дома и видеть все это"

4. Просите его изменить свое поведение или предложить какое-нибудь другое решение проблемы. Например: «Когда ты все ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство…»

«Мне так грустно и тяжело. Насколько было бы мне лучше, если

бы ты попробовала заняться каким-нибудь полезным делом для дома. Как ты думаешь, что бы ты могла сделать прямо сейчас?»

Другие возможности:

"Меня буквально ранит, когда ты… Пожалуйста, перестань "

"Когда ты не…, мне очень неудобно. Если ты сегодня это сделаешь, я буду чувствовать себя совсем иначе"

«Я очень волнуюсь и нервничаю, когда ты …. Буду тебе очень благодарна, если ты мне поможешь тем, что…»

5. Говоря о своих негативных чувствах, смотрите на собеседника. Это усилит впечатление от ваших слов.

6. Выражая негативные чувства, наклонитесь над собеседником или подойдите поближе. Так вы достигнете большей выразительности, и он вас лучше поймет.

7. Сохраняйте серьезное выражение лица, соответствующее вашим чувствам и тому, о чем хотели бы сказать.

8. Ваш тон должен быть серьезным и соответствовать выражаемым чувствам.

Например, вы хотите, чтобы сестра, страдающая биполярным расстройством, помогла вам полить газон. Если после обращения к ней она почувствует, что вы сердиты, холодны, держитесь на расстоянии, или же вы начнете с перечисления ее недостатков, возмущаясь, как мало от нее помощи, то в обоих случаях она скорее всего вообще откажется иметь с вами дело. Ее обидит и расстроит требовательный и ворчливый тон, хотя сама она это выразить бы не сумела. Между тем, фраза: "Буду тебе очень благодарен, если поможешь полить газон" даст гораздо больше шансов на успех. Очень хорошо действуют слова о том, что вам будет приятно, если родственник выполнит просьбу.

Чтобы научиться таким образом выражать свои просьбы, нужна определенная практика. Пока будете набираться опыта, возможно, иногда и соскользнете на привычное прежнее обращение. Но чем больше практики, тем лучше пойдут дела. Поскольку такое общение приносит очень хорошие результаты, навыки закрепляются.