Обращение с просьбой
На первый взгляд, обратиться с просьбой к душевнобольному человеку - дело не сложное. Однако существуют определенные аспекты этого процесса, от которых зависит, будете ли вы услышаны и правильно поняты. Они изложены в разделе "Обращение с просьбой".
Просьба отличается от требования, которое таит в себе угрозу и может вызвать гнев, обиду и другие негативные реакции. Просьбы отличаются и от пожеланий, надежд, ожиданий тем, что человек сделает или скажет то, с чем вы к нему обращаетесь; обычно такие обращения высказываются в нечеткой форме и могут расстраивать больного, который не понимает, чего от него хотят. Просьба, высказанная прямо, честно и доброжелательно, поможет вам добиться желаемого. Помните, что люди с серьезным психическим заболеванием чрезвычайно чувствительны к эмоциональному климату в своем окружении. Поэтому надо особенно обращать внимание на свое поведение, выражение лица, жесты, чтобы родственник понял то, что вы собираетесь ему сообщить.
ОТКРЫТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ.
Выражайте негативные чувства открыто:
1. Реагируйте сразу, как только поведение родственника вызовет ваше недовольство. Не откладывайте это, за исключением тех случаев, когда в данный момент не удается сохранить разумное спокойствие и ясность мысли.
2, Говорите определенно, что именно человек сказал или сделал (либо не сказал или не сделал), чем вызвал ваши негативные чувства. Будьте четки и конкретны. Например: "Когда ты вес ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство..."
3. Скажите родственнику, какие чувства вызвало у вас его поведение. Будьте откровенны и честны. Например: "Когда ты все ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство, мне очень грустно и тяжело быть дома и видеть все это"
4. Просите его изменить свое поведение или предложить какое-нибудь другое решение проблемы. Например: «Когда ты все ходишь туда и обратно или стоишь и смотришь в пространство…»
«Мне так грустно и тяжело. Насколько было бы мне лучше, если
бы ты попробовала заняться каким-нибудь полезным делом для дома. Как ты думаешь, что бы ты могла сделать прямо сейчас?»
Другие возможности:
"Меня буквально ранит, когда ты… Пожалуйста, перестань "
"Когда ты не…, мне очень неудобно. Если ты сегодня это сделаешь, я буду чувствовать себя совсем иначе"
«Я очень волнуюсь и нервничаю, когда ты …. Буду тебе очень благодарна, если ты мне поможешь тем, что…»
5. Говоря о своих негативных чувствах, смотрите на собеседника. Это усилит впечатление от ваших слов.
6. Выражая негативные чувства, наклонитесь над собеседником или подойдите поближе. Так вы достигнете большей выразительности, и он вас лучше поймет.
7. Сохраняйте серьезное выражение лица, соответствующее вашим чувствам и тому, о чем хотели бы сказать.
8. Ваш тон должен быть серьезным и соответствовать выражаемым чувствам.
Например, вы хотите, чтобы сестра, страдающая биполярным расстройством, помогла вам полить газон. Если после обращения к ней она почувствует, что вы сердиты, холодны, держитесь на расстоянии, или же вы начнете с перечисления ее недостатков, возмущаясь, как мало от нее помощи, то в обоих случаях она скорее всего вообще откажется иметь с вами дело. Ее обидит и расстроит требовательный и ворчливый тон, хотя сама она это выразить бы не сумела. Между тем, фраза: "Буду тебе очень благодарен, если поможешь полить газон" даст гораздо больше шансов на успех. Очень хорошо действуют слова о том, что вам будет приятно, если родственник выполнит просьбу.
Чтобы научиться таким образом выражать свои просьбы, нужна определенная практика. Пока будете набираться опыта, возможно, иногда и соскользнете на привычное прежнее обращение. Но чем больше практики, тем лучше пойдут дела. Поскольку такое общение приносит очень хорошие результаты, навыки закрепляются.
- Isbn 5-89251-023-9 (Россия)
- Оглавление
- Глава 1. Мир душевной болезни 10
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней 21
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми 33
- Предисловие
- Предисловие автора
- Мой жизненный путь
- Как пользоваться книгой
- Глава 3-я содержит обзор основных знаний и навыков, необходимых для повседневного общения с душевнобольным.
- Глава 5-я посвящена еще более серьезным и опасным симптомам, таким как вычурное поведение, склонность к насилию или самоубийству, злоупотребление наркотиками.
- Глава 1. Мир душевной болезни
- Шизофрения
- Галлюцинации
- Расстройство мышления
- Неадекватность эмоций
- Большие аффективные расстройства
- Другие диагнозы
- Субъективный опыт душевнобольных
- Чувства страха и растерянности
- Спутанное самоощущение
- Чувства вне контроля
- Тенденция придавать особый смысл событиям
- Идеи отношения
- Несвязанные ассоциации
- Сверхчувствительность к критике
- Отчаяние и утрата энергии
- Способность к критическому пониманию своего состояния
- Вторичные симптомы психической болезни
- Причины психического заболевания
- Мифы о психической болезни
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней
- Основное лечение - медикаментозное
- Как добиться, чтобы больной согласился принимать лекарства и лечиться
- Как помочь больному правильно относиться к медикаментозному лечению
- Программы реабилитации
- Другие виды терапии
- Терапия беседой
- Группы самопомощи
- Электросудорожная терапия
- Оценка эффективности лечения
- О некоторых неэффективных методах
- Выбор врача, психотерапевта и реабилитационной программы
- Прогноз психического заболевания
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми
- Общие рекомендации по повседневной жизни Относитесь к больному с уважением
- Будьте спокойны и открыты
- Сдерживайте себя и успокаивайтесь
- Отделите человека от болезни
- Поддерживайте позитивный настрой
- Определение реальных целей для больного родственника
- Установление дружелюбной дистанции
- Каково мое участие?
- Установление стабильной структуры
- Установление правил и ограничений
- Выбор объекта борьбы
- Развитие навыков хорошей коммуникации
- Обращение с позитивной просьбой.
- Обращение с просьбой
- Выражение негативных чувств
- Рекомендации по взаимоотношениям с душевнобольным человеком
- Возвращение к правилам
- Глава 4. Как справляться с основными симптомами - галлюцинациями, бредом и спутанным мышлением, - чтобы свести рецидивы к минимуму
- Как реагировать на бред и галлюцинации
- Общение с больным, страдающим галлюцинациями
- Реагирование на поведение больного со спутанным мышлением
- Как справиться с гневом психически больного человека
- Как справиться с гневом больного родственника
- Уменьшение рецидивов
- Уменьшение рецидивов
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Глава 5. Как справляться с более серьезными симптомами и проблемами: необычным и агрессивным поведением, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, склонностью к суициду
- Необычное поведение
- Как вести себя с больным, отличающимся необычным поведением
- Агрессивное поведение
- Предотвращение агрессивного поведения
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками или химическая зависимость
- Предотвращение суицида
- Глава 6. Как справляться со своими чувствами
- Как справиться со стрессом
- Анкета для работы с собственным стрессом
- Живите собственной жизнью
- Значение самообразования
- Ассоциация помощи душевнобольным людям
- Реальные цели и ожидания в отношении самого себя
- Особые замечания о братьях, сестрах и детях больного
- Жизнь детей в семье с психически больным родственником
- Чувство вины
- Чувство вины
- Причины сознания вины:
- Влияние чувства вины:
- Справляйтесь с чувством вины за свои более разумные и менее болезненные подходы к ситуации
- Гнев и беспокойство
- Глава 7. Как согласовать потребности больного с потребностями семьи
- В больнице или дома?
- Баланс времени, потраченного на больного и на здоровых членов семьи
- Следует ли моему душевнобольному родственнику жить дома?
- Как добиться того, чтобы повседневная жизнь и праздники приносили удовольствие
- Правила жизни дома и посещения больного в медицинском учреждении
- Как добиться того, чтобы общение с душевнобольным было приятным
- Праздники
- Планирование праздников
- Принятие решения с учетом интересов всей семьи
- Как решать проблемы, стоящие перед семьей
- Что делать в том случае, когда вы не можете решить что делать
- Проблемы, возникающие между детьми и родителями
- Что могут и чего не могут сделать родители для братьев и сестер душевнобольного
- Сохранение крепкой семьи
- Глава 8. Контакты с профессионалами и выбор медицинского учреждения
- Краткая история системы психиатрической помощи
- Кто есть кто в системе психиатрической помощи
- Распределение ответственности за качество жизни и лечение вашего больного родственника
- Совещание, посвященное лечению больного
- Контакты с работниками системы службы психического здоровья
- Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений
- Примеры программ помощи душевнобольным стационарные программы (больной живет вне дома)
- Программы амбулаторного лечения. (пациент живет вне учреждения, оказывающего медицинскую помощь)
- Дома промежуточного пребывания и стационарных терапевтических программ
- Конфиденциальность
- Согласие на разглашение конфиденциальной информациия.
- Ведение записей о ходе лечения
- Ведение записей о ходе лечения
- Совместная работа
- Глава 9. Как решать практические проблемы повседневной жизни (жилье, трудоустройство, финансы, предрассудки)
- Как разговаривать с людьми, не имеющим отношения к душевным болезням
- Как бороться с предрассудками и добиваться понимания
- Как вести себя с людьми, страдющими душевными болезнями
- Поиски работы и жилья
- Финансовые вопросы
- Как заполнять анкеты при поисках работы и жилья
- Возможные источники покрытия расходов на жизнь и лечение
- Приложение 1. Лекарственные средства
- Приложение 2. Дополнительные источники информации
- Книги и статьи
- Шизофрения
- Биполярные расстройства и депрессия
- Психические болезни в целом
- Лекарственное лечение
- Взаимоотношения душевнобольных со здоровыми взрослыми братьями и сестрами
- Личный опыт
- Для детей и подростков
- Стратегия отношения к болезни в семьях
- Финансовые аспекты
- Взаимная зависимость
- Социальная политика и жизнь вне больницы
- Научная и профессиональная литература
- Профессиональные журналы
- Информационные бюллетени
- Буклеты
- Брошюры
- Аудио и видео кассеты