Установление дружелюбной дистанции
Часто при обсуждении целей и ожиданий возникают вопросы типа "Как я мог бы в этом участвовать?", "Что мы должны сделать, чтобы помочь ей достичь цели?", "Если мы возьмем на себя слишком много, как ей научиться самостоятельности?"; "Его жизнь и так слишком тяжела. Почему бы мне не сделать все возможное, чтобы облегчить ее?".
Это непростые вопросы, и нет универсального рецепта, применимого ко всем случаям. Ваши решения должны быть тесно связаны с трезвой оценкой реальных целей и ожиданий. Они будут также зависеть от переменчивой природы болезни: ее симптомы цикличны, и вы должны быть готовы к изменениям. Поэтому в зависимости от состояния иногда нужно больше заботиться о родственнике, а в другое время поощрять его самостоятельность.
Полезно всегда иметь в виду два общих принципа: во-первых, пусть человек как можно больше делает самостоятельно, и во-вторых, постарайтесь сделать так, чтобы он чувствовал вашу любовь и поддержку. Поиск равновесия между этими подходами сводится к тому, чтобы научиться устанавливать дружелюбное расстояние между собой и больным. Часто члены семей поляризуются по этим подходам - одни придерживаются первого, другие - второго. Главное заключается не в выяснении, кто прав, а в поиске золотой середины, соответствующей текущему уровню функционирования больного.
Необходимо учитывать и другие факторы, кроме уровня функционирования, такие как желание делать что-то самостоятельно, степень общего развития и в каком возрасте началась болезнь. Возраст важен, потому что обычно с ним связан уровень жизненных навыков, приобретенных и освоенных до заболевания. Например, Джиму 16 лет, живет с родителями и еще не окончил среднюю школу. Болен шизофренией. Ему трудно научиться пользоваться банковским счетом и находить себе квартиру, трудно заводить новых друзей, написать заявление о приеме на работу, даже сделать покупки и приготовить себе обед. Очевидно, ему потребуется очень большая помощь, чтобы научиться всему этому.
С другой стороны, Салли, которая была замужем, имела детей и работала, когда в возрасте 37 лет заболела биполярным расстройством. У нее гораздо больше шансов вернуться к тому, чем она могла заниматься прежде. Хотя на это потребуется время и она не будет способна выполнять такую же напряженную работу, все же у нее большие преимущества перед Джимом.
Иногда только методом проб и ошибок удается выяснить, что человеку окажется доступным. В разделе "Каково мое участие?" даются некоторые соображения по поводу того, насколько ваши ожидания завышены или занижены. Большинство людей - в том числе и душевнобольные - стремятся делать как можно больше сами. Если есть выбор, они предпочитают быть максимально независимыми и ответственными. Это естественное желание становится тем сильнее, чем больше удовлетворяется. Одновременно растет уровень самооценки.
Иногда боязнь неудачи не дает человеку возможность попытаться сделать что-то новое. Разбейте задачу на мелкие стадии, обеспечьте позитивную обратную связь, и он постарается сделать дальнейшие шаги. Если эта тактика не принесет улучшений, обратитесь за помощью к профессионалу. При осложнении болезни придется снизить уровень ожиданий или вместе с больным пересмотреть задачи. И в этих случаях может быть полезна помощь профессионального консультанта.
Члены семьи часто с тяжелым чувством наблюдают, как их больной родственник пытается что-то сделать, но у него не получается, как надо. Их первое побуждение - вмешаться и помочь. Но душевнобольных людей необходимо уважать и предоставлять им возможность формировать новые навыки, совершая собственные ошибки. И здесь опять возникает проблема поиска тонкого равновесия между поощрением человека к новым попыткам, с одной стороны, и повторяющимися неудачами – с другой.
- Isbn 5-89251-023-9 (Россия)
- Оглавление
- Глава 1. Мир душевной болезни 10
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней 21
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми 33
- Предисловие
- Предисловие автора
- Мой жизненный путь
- Как пользоваться книгой
- Глава 3-я содержит обзор основных знаний и навыков, необходимых для повседневного общения с душевнобольным.
- Глава 5-я посвящена еще более серьезным и опасным симптомам, таким как вычурное поведение, склонность к насилию или самоубийству, злоупотребление наркотиками.
- Глава 1. Мир душевной болезни
- Шизофрения
- Галлюцинации
- Расстройство мышления
- Неадекватность эмоций
- Большие аффективные расстройства
- Другие диагнозы
- Субъективный опыт душевнобольных
- Чувства страха и растерянности
- Спутанное самоощущение
- Чувства вне контроля
- Тенденция придавать особый смысл событиям
- Идеи отношения
- Несвязанные ассоциации
- Сверхчувствительность к критике
- Отчаяние и утрата энергии
- Способность к критическому пониманию своего состояния
- Вторичные симптомы психической болезни
- Причины психического заболевания
- Мифы о психической болезни
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней
- Основное лечение - медикаментозное
- Как добиться, чтобы больной согласился принимать лекарства и лечиться
- Как помочь больному правильно относиться к медикаментозному лечению
- Программы реабилитации
- Другие виды терапии
- Терапия беседой
- Группы самопомощи
- Электросудорожная терапия
- Оценка эффективности лечения
- О некоторых неэффективных методах
- Выбор врача, психотерапевта и реабилитационной программы
- Прогноз психического заболевания
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми
- Общие рекомендации по повседневной жизни Относитесь к больному с уважением
- Будьте спокойны и открыты
- Сдерживайте себя и успокаивайтесь
- Отделите человека от болезни
- Поддерживайте позитивный настрой
- Определение реальных целей для больного родственника
- Установление дружелюбной дистанции
- Каково мое участие?
- Установление стабильной структуры
- Установление правил и ограничений
- Выбор объекта борьбы
- Развитие навыков хорошей коммуникации
- Обращение с позитивной просьбой.
- Обращение с просьбой
- Выражение негативных чувств
- Рекомендации по взаимоотношениям с душевнобольным человеком
- Возвращение к правилам
- Глава 4. Как справляться с основными симптомами - галлюцинациями, бредом и спутанным мышлением, - чтобы свести рецидивы к минимуму
- Как реагировать на бред и галлюцинации
- Общение с больным, страдающим галлюцинациями
- Реагирование на поведение больного со спутанным мышлением
- Как справиться с гневом психически больного человека
- Как справиться с гневом больного родственника
- Уменьшение рецидивов
- Уменьшение рецидивов
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Глава 5. Как справляться с более серьезными симптомами и проблемами: необычным и агрессивным поведением, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, склонностью к суициду
- Необычное поведение
- Как вести себя с больным, отличающимся необычным поведением
- Агрессивное поведение
- Предотвращение агрессивного поведения
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками или химическая зависимость
- Предотвращение суицида
- Глава 6. Как справляться со своими чувствами
- Как справиться со стрессом
- Анкета для работы с собственным стрессом
- Живите собственной жизнью
- Значение самообразования
- Ассоциация помощи душевнобольным людям
- Реальные цели и ожидания в отношении самого себя
- Особые замечания о братьях, сестрах и детях больного
- Жизнь детей в семье с психически больным родственником
- Чувство вины
- Чувство вины
- Причины сознания вины:
- Влияние чувства вины:
- Справляйтесь с чувством вины за свои более разумные и менее болезненные подходы к ситуации
- Гнев и беспокойство
- Глава 7. Как согласовать потребности больного с потребностями семьи
- В больнице или дома?
- Баланс времени, потраченного на больного и на здоровых членов семьи
- Следует ли моему душевнобольному родственнику жить дома?
- Как добиться того, чтобы повседневная жизнь и праздники приносили удовольствие
- Правила жизни дома и посещения больного в медицинском учреждении
- Как добиться того, чтобы общение с душевнобольным было приятным
- Праздники
- Планирование праздников
- Принятие решения с учетом интересов всей семьи
- Как решать проблемы, стоящие перед семьей
- Что делать в том случае, когда вы не можете решить что делать
- Проблемы, возникающие между детьми и родителями
- Что могут и чего не могут сделать родители для братьев и сестер душевнобольного
- Сохранение крепкой семьи
- Глава 8. Контакты с профессионалами и выбор медицинского учреждения
- Краткая история системы психиатрической помощи
- Кто есть кто в системе психиатрической помощи
- Распределение ответственности за качество жизни и лечение вашего больного родственника
- Совещание, посвященное лечению больного
- Контакты с работниками системы службы психического здоровья
- Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений
- Примеры программ помощи душевнобольным стационарные программы (больной живет вне дома)
- Программы амбулаторного лечения. (пациент живет вне учреждения, оказывающего медицинскую помощь)
- Дома промежуточного пребывания и стационарных терапевтических программ
- Конфиденциальность
- Согласие на разглашение конфиденциальной информациия.
- Ведение записей о ходе лечения
- Ведение записей о ходе лечения
- Совместная работа
- Глава 9. Как решать практические проблемы повседневной жизни (жилье, трудоустройство, финансы, предрассудки)
- Как разговаривать с людьми, не имеющим отношения к душевным болезням
- Как бороться с предрассудками и добиваться понимания
- Как вести себя с людьми, страдющими душевными болезнями
- Поиски работы и жилья
- Финансовые вопросы
- Как заполнять анкеты при поисках работы и жилья
- Возможные источники покрытия расходов на жизнь и лечение
- Приложение 1. Лекарственные средства
- Приложение 2. Дополнительные источники информации
- Книги и статьи
- Шизофрения
- Биполярные расстройства и депрессия
- Психические болезни в целом
- Лекарственное лечение
- Взаимоотношения душевнобольных со здоровыми взрослыми братьями и сестрами
- Личный опыт
- Для детей и подростков
- Стратегия отношения к болезни в семьях
- Финансовые аспекты
- Взаимная зависимость
- Социальная политика и жизнь вне больницы
- Научная и профессиональная литература
- Профессиональные журналы
- Информационные бюллетени
- Буклеты
- Брошюры
- Аудио и видео кассеты