Определение реальных целей для больного родственника
Что сможет делать ваш близкий, будет зависеть от многих факторов, таких как тяжесть симптомов, уровень мотиваций и предыдущий жизненный опыт. Большинству семей необходимо научиться соизмерять свои надежды и ожидания с тем, что на самом деле достижимо для больного. Хотя для формирования реальных целей может потребоваться профессиональная помощь, но в разделе "Определение реальных целей и ожиданий для больного родственника" приводятся факторы, которые обычно надо учитывать при оценке потенциала больного.
Каждому необходимы цели, мечты, надежды на будущее. Однако цели должны быть реальны. Семья, друзья и специалисты могут очень помочь больному человеку понять, с каких малых шагов ему лучше начать путь к долгосрочным целям.
Конечно, планы, которые строят семьи относительно своих больных родственников, часто очень отличаются от планов на будущее у самих больных. Самые удачные планы связывают между собой обе перспективы. Рекомендации воспринимаются гораздо лучше, если человек чувствует, что его собственные идеи и интересы (пусть даже это будут самые неразумные и нереальные надежды и мечты) входят составной частью в семейный план.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ОЖИДАНИЙ ДЛЯ ВАШЕГО БОЛЬНОГО РОДСТВЕНИКА
Обсудите цели с родственником. Его интересы и желания должны быть учтены во всех ваших планах.
Оцените его текущий уровень функционирования в целом по следующим направлениям:
1. Главные навыки независимой жизни: способность делать покупки, готовить, убирать, расходовать деньги, пользоваться общественным транспортом. Насколько независимо жил ваш родственник?
2. Навыки, взаимоотношений: способность: устанавливать и поддерживать контакты и отношения, беседовать.
3. Навыки образования и работы. Окончил ваш родственник среднюю школу, работал? Какую выполнял работу и как долго?
Человек с повышенным уровнем функционирования:
* компетентен, по крайней мере, в двух из перечисленных выше областей;
* не имеет симптомов, существенно влияющих на функционирование;
* проявляет мотивации и инициативу подняться до высокого уровня функционирования
Установите реальные краткосрочные цели:
1. Определите предыдущий уровень функционирования в каждой из перечисленных областей.
2. Определите, в какой области ваш родственник хочет и может совершенствоваться.
3. Наметьте малые шаги совершенствования в одной или двух из этих областей.
4. Выберите одну из областей, сосредоточьтесь на ней и не переходите к другой, пока не освоите первую или пока больному не станет слишком трудно продолжать.
Определите долгосрочные цели. Примите во внимание уровень функционирования до болезни - вероятно, его не удастся превзойти. Есть вероятность, что можно будет вернуться к прежнему уровню функционирования, если между двумя острыми эпизодами уровень функционирования высок, и если со временем он снижается не слишком сильно.
Избегайте часто встречающихся нереальных надежд, таких как:
* выздоровление наступит быстро;
* восстановится прежний уровень функционирования;
* рецидивов больше не будет, госпитализации не потребуется.
Помните, что при психическом заболевании уровень функционирования может быстро меняться. Будьте готовы также быстро приспособить цели и ожидания к текущему уровню.
У психически больных людей мечты и цели обычно грандиозны. Они хотят стать игроками в бейсбол высшей лиги, учеными-атомщиками, известными рок-музыкантами, президентами международных банков. Обсуждая цели, лучше не говорить им, что все это, возможно, никогда не осуществится. Гораздо полезнее с ними согласиться и выразить надежду, что эти дальние цели когда-нибудь будут достигнуты; но пока, поскольку только что произошла выписка из больницы, лучше подумать, какие маленькие шаги в направлении большой цели можно сделать сейчас.
Предложите будущему ученому, который спит до полудня и не прочитал за год ни одной книги, вставать в течение всей следующей недели в 11 утра; следующим шагом может быть чтение комиксов в "Воскресной газете". Подающий надежды спортсмен, уже неделю не выходивший на улицу, возможно, согласится полить лужайку перед домом, а в качестве второго шага совершить прогулку вокруг дома. Будущему президенту банка можно будет вспомнить арифметику или научиться открывать текущий счет в банке.
Иногда мечты основываются на прежних способностях и талантах, которых из-за болезни уже нет. Если ваша дочь была в школе чемпионом по легкой атлетике и хочет восстановить форму, проводите ее на спортивную площадку и посмотрите, как пойдут дела; помогите составить график тренировок, соответствующий ее теперешним возможностям.
Часто люди с психическим заболеванием избегают занятий, в которых прежде были сильны, - им больно вспоминать о том, что теперь недоступно, Если ваш сын прежде участвовал в концертах, а теперь не хочет подойти к фортепиано, не заставляйте его. Напоминание может ранить, несмотря на ваше желание его поддержать. Ему, как и вам, больно сознавать, что он уже не может играть, как прежде. А если хотите им похвастаться перед знакомыми, расскажите о том, что он делает теперь, хотя не мог этого на прошлой неделе.
Снизив свои ожидания до уровня реальности, вы сможете лучше увидеть и оценить небольшие достижения, почувствуете надежду и передадите ее больному. Ведь именно такие достижения в конечном счете, ведут к долгосрочным целям.
- Isbn 5-89251-023-9 (Россия)
- Оглавление
- Глава 1. Мир душевной болезни 10
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней 21
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми 33
- Предисловие
- Предисловие автора
- Мой жизненный путь
- Как пользоваться книгой
- Глава 3-я содержит обзор основных знаний и навыков, необходимых для повседневного общения с душевнобольным.
- Глава 5-я посвящена еще более серьезным и опасным симптомам, таким как вычурное поведение, склонность к насилию или самоубийству, злоупотребление наркотиками.
- Глава 1. Мир душевной болезни
- Шизофрения
- Галлюцинации
- Расстройство мышления
- Неадекватность эмоций
- Большие аффективные расстройства
- Другие диагнозы
- Субъективный опыт душевнобольных
- Чувства страха и растерянности
- Спутанное самоощущение
- Чувства вне контроля
- Тенденция придавать особый смысл событиям
- Идеи отношения
- Несвязанные ассоциации
- Сверхчувствительность к критике
- Отчаяние и утрата энергии
- Способность к критическому пониманию своего состояния
- Вторичные симптомы психической болезни
- Причины психического заболевания
- Мифы о психической болезни
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней
- Основное лечение - медикаментозное
- Как добиться, чтобы больной согласился принимать лекарства и лечиться
- Как помочь больному правильно относиться к медикаментозному лечению
- Программы реабилитации
- Другие виды терапии
- Терапия беседой
- Группы самопомощи
- Электросудорожная терапия
- Оценка эффективности лечения
- О некоторых неэффективных методах
- Выбор врача, психотерапевта и реабилитационной программы
- Прогноз психического заболевания
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми
- Общие рекомендации по повседневной жизни Относитесь к больному с уважением
- Будьте спокойны и открыты
- Сдерживайте себя и успокаивайтесь
- Отделите человека от болезни
- Поддерживайте позитивный настрой
- Определение реальных целей для больного родственника
- Установление дружелюбной дистанции
- Каково мое участие?
- Установление стабильной структуры
- Установление правил и ограничений
- Выбор объекта борьбы
- Развитие навыков хорошей коммуникации
- Обращение с позитивной просьбой.
- Обращение с просьбой
- Выражение негативных чувств
- Рекомендации по взаимоотношениям с душевнобольным человеком
- Возвращение к правилам
- Глава 4. Как справляться с основными симптомами - галлюцинациями, бредом и спутанным мышлением, - чтобы свести рецидивы к минимуму
- Как реагировать на бред и галлюцинации
- Общение с больным, страдающим галлюцинациями
- Реагирование на поведение больного со спутанным мышлением
- Как справиться с гневом психически больного человека
- Как справиться с гневом больного родственника
- Уменьшение рецидивов
- Уменьшение рецидивов
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Глава 5. Как справляться с более серьезными симптомами и проблемами: необычным и агрессивным поведением, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, склонностью к суициду
- Необычное поведение
- Как вести себя с больным, отличающимся необычным поведением
- Агрессивное поведение
- Предотвращение агрессивного поведения
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками или химическая зависимость
- Предотвращение суицида
- Глава 6. Как справляться со своими чувствами
- Как справиться со стрессом
- Анкета для работы с собственным стрессом
- Живите собственной жизнью
- Значение самообразования
- Ассоциация помощи душевнобольным людям
- Реальные цели и ожидания в отношении самого себя
- Особые замечания о братьях, сестрах и детях больного
- Жизнь детей в семье с психически больным родственником
- Чувство вины
- Чувство вины
- Причины сознания вины:
- Влияние чувства вины:
- Справляйтесь с чувством вины за свои более разумные и менее болезненные подходы к ситуации
- Гнев и беспокойство
- Глава 7. Как согласовать потребности больного с потребностями семьи
- В больнице или дома?
- Баланс времени, потраченного на больного и на здоровых членов семьи
- Следует ли моему душевнобольному родственнику жить дома?
- Как добиться того, чтобы повседневная жизнь и праздники приносили удовольствие
- Правила жизни дома и посещения больного в медицинском учреждении
- Как добиться того, чтобы общение с душевнобольным было приятным
- Праздники
- Планирование праздников
- Принятие решения с учетом интересов всей семьи
- Как решать проблемы, стоящие перед семьей
- Что делать в том случае, когда вы не можете решить что делать
- Проблемы, возникающие между детьми и родителями
- Что могут и чего не могут сделать родители для братьев и сестер душевнобольного
- Сохранение крепкой семьи
- Глава 8. Контакты с профессионалами и выбор медицинского учреждения
- Краткая история системы психиатрической помощи
- Кто есть кто в системе психиатрической помощи
- Распределение ответственности за качество жизни и лечение вашего больного родственника
- Совещание, посвященное лечению больного
- Контакты с работниками системы службы психического здоровья
- Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений
- Примеры программ помощи душевнобольным стационарные программы (больной живет вне дома)
- Программы амбулаторного лечения. (пациент живет вне учреждения, оказывающего медицинскую помощь)
- Дома промежуточного пребывания и стационарных терапевтических программ
- Конфиденциальность
- Согласие на разглашение конфиденциальной информациия.
- Ведение записей о ходе лечения
- Ведение записей о ходе лечения
- Совместная работа
- Глава 9. Как решать практические проблемы повседневной жизни (жилье, трудоустройство, финансы, предрассудки)
- Как разговаривать с людьми, не имеющим отношения к душевным болезням
- Как бороться с предрассудками и добиваться понимания
- Как вести себя с людьми, страдющими душевными болезнями
- Поиски работы и жилья
- Финансовые вопросы
- Как заполнять анкеты при поисках работы и жилья
- Возможные источники покрытия расходов на жизнь и лечение
- Приложение 1. Лекарственные средства
- Приложение 2. Дополнительные источники информации
- Книги и статьи
- Шизофрения
- Биполярные расстройства и депрессия
- Психические болезни в целом
- Лекарственное лечение
- Взаимоотношения душевнобольных со здоровыми взрослыми братьями и сестрами
- Личный опыт
- Для детей и подростков
- Стратегия отношения к болезни в семьях
- Финансовые аспекты
- Взаимная зависимость
- Социальная политика и жизнь вне больницы
- Научная и профессиональная литература
- Профессиональные журналы
- Информационные бюллетени
- Буклеты
- Брошюры
- Аудио и видео кассеты