Общение с больным, страдающим галлюцинациями
Проявление признаков галлюцинаций:
1. Разговоры с самим собой, напоминающие беседу или эмоциональные ответы на чьи-то вопросы, утверждения. (В отличие от замечаний вслух типа "Куда же я дела ключи?")
2. Неожиданный смех без причины.
3. Встревоженный и озабоченный вид; человеку трудно сосредоточиться на теме разговора или определенной задаче.
4. Создается впечатление, что ваш родственник видит то, чего вы увидеть не можете.
Больные учатся в какой-то мере справляться с галлюцинациями, постепенно приобретая опыт и пользуясь различными методами и приемами, например:
1. беседы с психотерапевтами или другими специалистами;
2. увеличение доз антипсихотических лекарств;
3. просьба, чтобы голос оставил в покое;
4. игнорирование голосов, образов, запахов, ощущений вкуса и других чувств;
5. сосредоточение на определенной задаче или работе;
6. включение громкой музыки (лучше через наушники).
Вы можете, обратившись к родственнику в спокойной, доброжелательной, ободряющей манере: 1. спросить, слышит ли он сейчас что-нибудь и что именно;
2. получить таким образом представление о чувствах, которые он испытывает;
3. обсудить, как можно справиться с этими переживаниями или с тем, что их вызывает; как помочь больному почувствовать больше защищенности или возможности контролировать происходящее; 4. высказать мнение, что воспринимаемое, возможно, является всего лишь симптомом болезни, галлюцинацией, или воспользоваться любым словом, с которым больному будет легче согласиться; 5. если нужно, напомнить больному о каком-то относящемся к делу правиле поведения, например, что не надо громко кричать.
Вы не должны:
1. смеяться над больным и его ощущениями;
2. удивляться его переживаниям или пугаться;
3. убеждать больного в нереальности или незначительности того, что он воспринимает;
4. вступать в подробное обсуждение содержания галлюцинаций или того, кто бы мог сказать то, что слышится больному.
Больные в различной степени убеждены в истинности своего бреда и реальности галлюцинаций. Некоторые понимают, что это симптомы болезни, другие пытаются проверить их истинность и реальность, и тогда у вас появляется возможность объяснить, что воспринимаемое есть игра воображения, галлюцинация, или можно использовать другой термин, лишь бы человек понял, что происходит на самом деле. Но есть больные, полностью убежденные в реальности воспринимаемого. Тех, кто им не верит, они могут счесть ненормальными или участниками заговора с целью объявить их сумасшедшими.
Во что бы то ни стало избегайте споров об истинности и реальности бреда и галлюцинаций, потому что доказать все равно ничего не сможете. Если больной будет настаивать на этой теме, ответьте с уважением, что знаете о том, что все это для него вполне реально, но сами думаете иначе.
Больные по-разному относятся к тому факту, что у них бывают бред или галлюцинации. Боясь насмешек, многие учатся скрывать их, притворяться или утверждают, что у них нет ничего подобного. Поэтому бывает нелегко определить, есть ли у человека эти симптомы.
РЕАГИРОВАНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ БОЛЬНОГО, СТРАДАЮЩЕГО БРЕДОМ
Не задавайте вопросы и не уточняйте детали бредовых утверждений. Не пытайтесь с помощью споров и убеждения вывести больного из бреда. Это не действует.
Не говорите больному, что его утверждения безумны, бредовы или неправильны, ЕСЛИ ТОЛЬКО он сам вас об этом не спросит. Но даже тогда отвечайте осторожно.
Видя, что родственник спокоен, выслушайте его с уважением, нейтрально и спокойно, а затем поступите по одному из следующих вариантов:
1. Ответьте на одно из его небредовых замечаний.
2. Уведите разговор от бредовой тематики.
3. Определенно, но без назидательности, скажите, что хотели бы сменить тему.
Если больной будет настаивать, чтобы вы комментировали то, что он говорит в состоянии бреда, можешь поступить следующим образом:
1. Скажите, что не знаете, или уклонитесь от ответа.
2. Признайте реальность, в которой находится больной, и, уважая его мнение не меньше, чем свое, честно объясните, что существуют различия между его и вашими мнением и восприятием.
Когда бред сопровождается сильными чувствами, следует:
1. Признать и определить объект эмоций (страха, гнева, тревоги, печали) без ссылок на бред.
2. Помочь справиться с чувствами, например, спросить: "Что мы можем вместе сделать, чтобы тебе стало спокойнее?"
Со временем и опытом вы научитесь распознавать признаки того, что в данный момент у вашего родственника галлюцинации или бред. Больной может глядеть в пространство, как бы следя за чем-то или прислушиваясь, сам с собой разговаривать или вдруг засмеяться без видимой причины. В это время лучше дать понять, что понимаете его ощущения. Пусть он знает, что вы не беспокоитесь и не сердитесь, и главное, что вы хотите - это помочь ему чувствовать себя как можно лучше. Но, безусловно, если галлюцинации и бред приведут к неприемлемому поведению, например, крикам в середине ночи, придется принять меры.
Часто бывает, что бред и галлюцинации начинаются очень мягко. Вначале человек слышит голос, нашептывающий его имя или что-то забавное. Но со временем голоса причиняют все больше беспокойств. Они оскорбляют, громко окликают по имени, заставляют делать вещи, опасные для него самого и других. Некоторые, постепенно приспосабливаясь к голосам, разговаривают с ними, огрызаются, просят, чтобы их оставили в покое, другие сосредоточиваются на какой-нибудь работе, третьи учатся не обращать на голоса внимания. Во многих случаях, когда симптомы становятся слишком серьезными, приходится увеличивать дозы антипсихотических лекарств, - конечно, по назначению врача.
В разделах "Общение с больным, страдающим галлюцинациями" и "Реагирование на поведение больного, страдающего бредом", даются краткие рекомендации для случаев, когда у вашего близкого возможны подобные психотические симптомы.
- Isbn 5-89251-023-9 (Россия)
- Оглавление
- Глава 1. Мир душевной болезни 10
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней 21
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми 33
- Предисловие
- Предисловие автора
- Мой жизненный путь
- Как пользоваться книгой
- Глава 3-я содержит обзор основных знаний и навыков, необходимых для повседневного общения с душевнобольным.
- Глава 5-я посвящена еще более серьезным и опасным симптомам, таким как вычурное поведение, склонность к насилию или самоубийству, злоупотребление наркотиками.
- Глава 1. Мир душевной болезни
- Шизофрения
- Галлюцинации
- Расстройство мышления
- Неадекватность эмоций
- Большие аффективные расстройства
- Другие диагнозы
- Субъективный опыт душевнобольных
- Чувства страха и растерянности
- Спутанное самоощущение
- Чувства вне контроля
- Тенденция придавать особый смысл событиям
- Идеи отношения
- Несвязанные ассоциации
- Сверхчувствительность к критике
- Отчаяние и утрата энергии
- Способность к критическому пониманию своего состояния
- Вторичные симптомы психической болезни
- Причины психического заболевания
- Мифы о психической болезни
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней
- Основное лечение - медикаментозное
- Как добиться, чтобы больной согласился принимать лекарства и лечиться
- Как помочь больному правильно относиться к медикаментозному лечению
- Программы реабилитации
- Другие виды терапии
- Терапия беседой
- Группы самопомощи
- Электросудорожная терапия
- Оценка эффективности лечения
- О некоторых неэффективных методах
- Выбор врача, психотерапевта и реабилитационной программы
- Прогноз психического заболевания
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми
- Общие рекомендации по повседневной жизни Относитесь к больному с уважением
- Будьте спокойны и открыты
- Сдерживайте себя и успокаивайтесь
- Отделите человека от болезни
- Поддерживайте позитивный настрой
- Определение реальных целей для больного родственника
- Установление дружелюбной дистанции
- Каково мое участие?
- Установление стабильной структуры
- Установление правил и ограничений
- Выбор объекта борьбы
- Развитие навыков хорошей коммуникации
- Обращение с позитивной просьбой.
- Обращение с просьбой
- Выражение негативных чувств
- Рекомендации по взаимоотношениям с душевнобольным человеком
- Возвращение к правилам
- Глава 4. Как справляться с основными симптомами - галлюцинациями, бредом и спутанным мышлением, - чтобы свести рецидивы к минимуму
- Как реагировать на бред и галлюцинации
- Общение с больным, страдающим галлюцинациями
- Реагирование на поведение больного со спутанным мышлением
- Как справиться с гневом психически больного человека
- Как справиться с гневом больного родственника
- Уменьшение рецидивов
- Уменьшение рецидивов
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Глава 5. Как справляться с более серьезными симптомами и проблемами: необычным и агрессивным поведением, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, склонностью к суициду
- Необычное поведение
- Как вести себя с больным, отличающимся необычным поведением
- Агрессивное поведение
- Предотвращение агрессивного поведения
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками или химическая зависимость
- Предотвращение суицида
- Глава 6. Как справляться со своими чувствами
- Как справиться со стрессом
- Анкета для работы с собственным стрессом
- Живите собственной жизнью
- Значение самообразования
- Ассоциация помощи душевнобольным людям
- Реальные цели и ожидания в отношении самого себя
- Особые замечания о братьях, сестрах и детях больного
- Жизнь детей в семье с психически больным родственником
- Чувство вины
- Чувство вины
- Причины сознания вины:
- Влияние чувства вины:
- Справляйтесь с чувством вины за свои более разумные и менее болезненные подходы к ситуации
- Гнев и беспокойство
- Глава 7. Как согласовать потребности больного с потребностями семьи
- В больнице или дома?
- Баланс времени, потраченного на больного и на здоровых членов семьи
- Следует ли моему душевнобольному родственнику жить дома?
- Как добиться того, чтобы повседневная жизнь и праздники приносили удовольствие
- Правила жизни дома и посещения больного в медицинском учреждении
- Как добиться того, чтобы общение с душевнобольным было приятным
- Праздники
- Планирование праздников
- Принятие решения с учетом интересов всей семьи
- Как решать проблемы, стоящие перед семьей
- Что делать в том случае, когда вы не можете решить что делать
- Проблемы, возникающие между детьми и родителями
- Что могут и чего не могут сделать родители для братьев и сестер душевнобольного
- Сохранение крепкой семьи
- Глава 8. Контакты с профессионалами и выбор медицинского учреждения
- Краткая история системы психиатрической помощи
- Кто есть кто в системе психиатрической помощи
- Распределение ответственности за качество жизни и лечение вашего больного родственника
- Совещание, посвященное лечению больного
- Контакты с работниками системы службы психического здоровья
- Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений
- Примеры программ помощи душевнобольным стационарные программы (больной живет вне дома)
- Программы амбулаторного лечения. (пациент живет вне учреждения, оказывающего медицинскую помощь)
- Дома промежуточного пребывания и стационарных терапевтических программ
- Конфиденциальность
- Согласие на разглашение конфиденциальной информациия.
- Ведение записей о ходе лечения
- Ведение записей о ходе лечения
- Совместная работа
- Глава 9. Как решать практические проблемы повседневной жизни (жилье, трудоустройство, финансы, предрассудки)
- Как разговаривать с людьми, не имеющим отношения к душевным болезням
- Как бороться с предрассудками и добиваться понимания
- Как вести себя с людьми, страдющими душевными болезнями
- Поиски работы и жилья
- Финансовые вопросы
- Как заполнять анкеты при поисках работы и жилья
- Возможные источники покрытия расходов на жизнь и лечение
- Приложение 1. Лекарственные средства
- Приложение 2. Дополнительные источники информации
- Книги и статьи
- Шизофрения
- Биполярные расстройства и депрессия
- Психические болезни в целом
- Лекарственное лечение
- Взаимоотношения душевнобольных со здоровыми взрослыми братьями и сестрами
- Личный опыт
- Для детей и подростков
- Стратегия отношения к болезни в семьях
- Финансовые аспекты
- Взаимная зависимость
- Социальная политика и жизнь вне больницы
- Научная и профессиональная литература
- Профессиональные журналы
- Информационные бюллетени
- Буклеты
- Брошюры
- Аудио и видео кассеты