Выбор объекта борьбы
Наконец, вам нужно выбрать, с чем бороться. Семьям обычно хочется изменить очень многое в своих душевнобольных родственниках. Но многое невозможно осуществить. А те изменения, которые возможны, обычно требуют больше времени и энергии, чем вам бы хотелось. Душевнобольные люди способны работать одновременно только над одной проблемой.
Скажем, ваша дочь, страдающая биполярным расстройством, спит до полудня, плохо ест, много курит, слишком долго сидит у телевизора, плохо за собой следит, и жизнедеятельность ее не упорядочена. Однако в течение месяца вы ей ничего об этом не говорили, но между тем разочарование и гнев внутри вас нарастали И вот однажды утром вы просыпаетесь и решаете, что с вас довольно: ей уже двадцать пять лет, и положение надо менять. Вы говорите, что с завтрашнего дня она должна вставать в 7 утра, в 8 принимать душ, курить только на балконе и не больше 5 сигарет в день, у телевизора - не больше двух часов, и пора начать работать. Скорей всего, она ничего этого делать не станет, но у нее возникнет подавленность и ощущение своей неполноценности. Вполне можно ожидать, что у нее возникнет желание убежать из дома или лечь в больницу, либо она начнет спать целый день или, наоборот, очень возбудится - в зависимости от того, какие симптомы возникнут под влиянием стресса.
В таких ситуациях необходимо выбирать приоритеты. Вам надо вместе с дочерью решить, какое направление сейчас самое главное. Затем выясните, хочет ли она в этом направлении что-нибудь сделать. Оцените вместе с ней, какие возможны изменения, и наметьте реальные временные рамки. Идеально, если бы вы могли сесть вместе и решить, что самая серьезная проблема - это отсутствие структуры в ее жизни. Вы оба можете решить (а если она живет в вашем доме, то у вас есть возможность этого потребовать), что в течение месяца она выберет себе какое-то занятие, которому будет посвящать пять часов в неделю. Однако думайте вместе, что ее могло бы заинтересовать, например, посещение дневной терапевтической программы, работа добровольным помощником (волонтером), занятия в молодежном университете, поиск работы с неполной занятостью. Потом помогите составить график реализации варианта, который ей больше подойдет.
Имея дело с родственником, у которого пониженный уровень функционирования, в качестве приоритета можно выбрать более ранний утренний подъем. Установите, например, что всю следующую неделю подъем будет каждый день в 11 утра - по звонку будильника или кто-то разбудит. Обсудите поощрение за выполнение и наказание. В разделе "Улучшение ухода за собой" дается пример выбора, за что стоит бороться.
РАЗРАБОТКА И УСТАНОВЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА С ПСИХИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ
Устанавливайте общие правила и ограничения только когда вы и родственник способны мыслить спокойно и ясно. Обычно неплохо обсуждать за один раз только одну идею и делать это следующим образом:
1. Уточните, что именно в поведении родственника надо изменить, и реально представьте, каких это потребует усилий.
2. Выберите последствия, соответствующие серьезности нарушений, но вы должны быть уверены, что сможете выполнить все, о чем договариваетесь (например, не угрожайте больному, что перестанете с ним разговаривать, если он будет дома ругаться). Обычным наказанием может быть лишение удовольствий (денег, проведения времени у телевизора).Пользуйтесь поощрениями за успехи (обед в кафе по его выбору, участие в загородной прогулке и т. д.).
3. Удостоверьтесь, что родственник понял правила и последствия. Не обижайте его и не входите в долгие объяснения, лучше дайте возможность задать вопрос и внести свой вклад в обсуждение. Уступите, если это разумно. Соглашение лучше заключить в письменной форме.
4. При необходимости, в случаях нарушений правил пунктуально выполняйте то, о чем договорились. Но делать это лучше, когда вы спокойны и ясно мыслите. Не менее важно признать и поощрить все аспекты достижений.
5. Если нужно, изменяйте и пересматривайте правила, последствия и соглашения, причем так, чтобы это было ясно и понятно родственнику.
- Isbn 5-89251-023-9 (Россия)
- Оглавление
- Глава 1. Мир душевной болезни 10
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней 21
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми 33
- Предисловие
- Предисловие автора
- Мой жизненный путь
- Как пользоваться книгой
- Глава 3-я содержит обзор основных знаний и навыков, необходимых для повседневного общения с душевнобольным.
- Глава 5-я посвящена еще более серьезным и опасным симптомам, таким как вычурное поведение, склонность к насилию или самоубийству, злоупотребление наркотиками.
- Глава 1. Мир душевной болезни
- Шизофрения
- Галлюцинации
- Расстройство мышления
- Неадекватность эмоций
- Большие аффективные расстройства
- Другие диагнозы
- Субъективный опыт душевнобольных
- Чувства страха и растерянности
- Спутанное самоощущение
- Чувства вне контроля
- Тенденция придавать особый смысл событиям
- Идеи отношения
- Несвязанные ассоциации
- Сверхчувствительность к критике
- Отчаяние и утрата энергии
- Способность к критическому пониманию своего состояния
- Вторичные симптомы психической болезни
- Причины психического заболевания
- Мифы о психической болезни
- Глава 2. О ходе и лечении душевных болезней
- Основное лечение - медикаментозное
- Как добиться, чтобы больной согласился принимать лекарства и лечиться
- Как помочь больному правильно относиться к медикаментозному лечению
- Программы реабилитации
- Другие виды терапии
- Терапия беседой
- Группы самопомощи
- Электросудорожная терапия
- Оценка эффективности лечения
- О некоторых неэффективных методах
- Выбор врача, психотерапевта и реабилитационной программы
- Прогноз психического заболевания
- Глава 3. Важнейшие навыки взаимодействия с душевнобольными людьми
- Общие рекомендации по повседневной жизни Относитесь к больному с уважением
- Будьте спокойны и открыты
- Сдерживайте себя и успокаивайтесь
- Отделите человека от болезни
- Поддерживайте позитивный настрой
- Определение реальных целей для больного родственника
- Установление дружелюбной дистанции
- Каково мое участие?
- Установление стабильной структуры
- Установление правил и ограничений
- Выбор объекта борьбы
- Развитие навыков хорошей коммуникации
- Обращение с позитивной просьбой.
- Обращение с просьбой
- Выражение негативных чувств
- Рекомендации по взаимоотношениям с душевнобольным человеком
- Возвращение к правилам
- Глава 4. Как справляться с основными симптомами - галлюцинациями, бредом и спутанным мышлением, - чтобы свести рецидивы к минимуму
- Как реагировать на бред и галлюцинации
- Общение с больным, страдающим галлюцинациями
- Реагирование на поведение больного со спутанным мышлением
- Как справиться с гневом психически больного человека
- Как справиться с гневом больного родственника
- Уменьшение рецидивов
- Уменьшение рецидивов
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Как помочь больному справиться со стрессом
- Глава 5. Как справляться с более серьезными симптомами и проблемами: необычным и агрессивным поведением, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, склонностью к суициду
- Необычное поведение
- Как вести себя с больным, отличающимся необычным поведением
- Агрессивное поведение
- Предотвращение агрессивного поведения
- Злоупотребление алкоголем и наркотиками или химическая зависимость
- Предотвращение суицида
- Глава 6. Как справляться со своими чувствами
- Как справиться со стрессом
- Анкета для работы с собственным стрессом
- Живите собственной жизнью
- Значение самообразования
- Ассоциация помощи душевнобольным людям
- Реальные цели и ожидания в отношении самого себя
- Особые замечания о братьях, сестрах и детях больного
- Жизнь детей в семье с психически больным родственником
- Чувство вины
- Чувство вины
- Причины сознания вины:
- Влияние чувства вины:
- Справляйтесь с чувством вины за свои более разумные и менее болезненные подходы к ситуации
- Гнев и беспокойство
- Глава 7. Как согласовать потребности больного с потребностями семьи
- В больнице или дома?
- Баланс времени, потраченного на больного и на здоровых членов семьи
- Следует ли моему душевнобольному родственнику жить дома?
- Как добиться того, чтобы повседневная жизнь и праздники приносили удовольствие
- Правила жизни дома и посещения больного в медицинском учреждении
- Как добиться того, чтобы общение с душевнобольным было приятным
- Праздники
- Планирование праздников
- Принятие решения с учетом интересов всей семьи
- Как решать проблемы, стоящие перед семьей
- Что делать в том случае, когда вы не можете решить что делать
- Проблемы, возникающие между детьми и родителями
- Что могут и чего не могут сделать родители для братьев и сестер душевнобольного
- Сохранение крепкой семьи
- Глава 8. Контакты с профессионалами и выбор медицинского учреждения
- Краткая история системы психиатрической помощи
- Кто есть кто в системе психиатрической помощи
- Распределение ответственности за качество жизни и лечение вашего больного родственника
- Совещание, посвященное лечению больного
- Контакты с работниками системы службы психического здоровья
- Как общаться с профессиональными психиатрами и работниками психиатрических учреждений
- Примеры программ помощи душевнобольным стационарные программы (больной живет вне дома)
- Программы амбулаторного лечения. (пациент живет вне учреждения, оказывающего медицинскую помощь)
- Дома промежуточного пребывания и стационарных терапевтических программ
- Конфиденциальность
- Согласие на разглашение конфиденциальной информациия.
- Ведение записей о ходе лечения
- Ведение записей о ходе лечения
- Совместная работа
- Глава 9. Как решать практические проблемы повседневной жизни (жилье, трудоустройство, финансы, предрассудки)
- Как разговаривать с людьми, не имеющим отношения к душевным болезням
- Как бороться с предрассудками и добиваться понимания
- Как вести себя с людьми, страдющими душевными болезнями
- Поиски работы и жилья
- Финансовые вопросы
- Как заполнять анкеты при поисках работы и жилья
- Возможные источники покрытия расходов на жизнь и лечение
- Приложение 1. Лекарственные средства
- Приложение 2. Дополнительные источники информации
- Книги и статьи
- Шизофрения
- Биполярные расстройства и депрессия
- Психические болезни в целом
- Лекарственное лечение
- Взаимоотношения душевнобольных со здоровыми взрослыми братьями и сестрами
- Личный опыт
- Для детей и подростков
- Стратегия отношения к болезни в семьях
- Финансовые аспекты
- Взаимная зависимость
- Социальная политика и жизнь вне больницы
- Научная и профессиональная литература
- Профессиональные журналы
- Информационные бюллетени
- Буклеты
- Брошюры
- Аудио и видео кассеты