logo search
лекции ГДП Бобрик

Морфологические особенности растущего организма.

А.) Опорно - двигательный аппарат. Скелет ребенка и взрослого различаются размеарми, пропорциями, химическим составом. На границе между эпифизом и диафизом имеется пластинка хрящя ( зона роста ), которая обусловливает рост кости в длину. Начало и окончание окостенения различных костей происходит в разные сроки. Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора, в них преобладают органические элементы, в результате этого они эластичны и подвержены различного вида искривлениям. Безымянная кость таза у детей состоит из трех самостоятельных частей, которые начинают срастаться с семилетнего возраста. Полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году. Поэтому при прыжках с высоты может произойти смещение несросшихся костей таза. По этой же причине форма таза может измениться у девочек при ношении обуви на высоких каблуках. Высокие каблуки переносят центр тяжести вперед, в результате этого туловище отклоняется назад, при этом лобковые кости приближаются к крестцу, таз деформируется.

Срастание различных отделов грудины происходит с 15 до 25 лет, поэтому при неправильных положениях тела и длительном статическом напряжении возможны разнообразные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.

Б) Мышечная система. Развитие мышц происходит неравномерно. Сначала развиваются крупные мышцы конечностей, позднее – мелкие мышцы. У детей 7 - 8 лет мышцы спины еще слабые, что способствует искривлению позвоночника. К 6 – 7 годам ребенок хорошо владеет мускулатурой, но тонкие движения для него трудны в результате недоразвития координации движений.

В).Дыхательные пути у детей более узкие, дыхательная мускулатура слабо развита, поэтому у детей происходит недостаточная вентиляция, особенно задненижних отделов легких.

С). Особенностью сердечно-сосудистой системы является более медленное увеличение массы сердца по сравннию с ростом артериальной системы, это несоответствие особенно проявляется в период полового созревания, что необходимо учитывать при трудовой деятельности, занятий спортом

Д). Нервная система. К моменту рождения ребенка морфологически и функционально незрелая. Формирование головного мозга заканчивается к 8 – 9 годам. Поэтому у детей младшего школьного возраста ЦНС физиологически недостаточно развита, а в функциональном отношении неустойчива. Процессы возбуждения, иррадиации преобладают над процессами концентрации и торможения. С этим связана меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость ЦНС у детей, особенно при неправильной, нерациональной учебной нагрузке.

Е) Орган зрения. К 6 месяцам ребенок координирует движения глазных яблок, к 1 году различает цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая к 7 – 10 годам изменяется на соразмерную. При продолжительной аккомодации может развиться миопия.