logo
лекции ГДП Бобрик

11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.

Для ясного видения необходимо, чтобы на светочувствительном слое сетчатой оболочки глаза получалось отчетливое изображение рассматриваемого предмета. Это может быть обеспечено только в том случае, если книга напечатана достаточно крупным и отчетливым шрифтом, хорошо освещена (150 лк) и расположена на расстоянии 30 - 40 см от глаз. При рассмотрении предметов, находящихся на близком расстоянии, в нормальный глаз попадают расходящиеся лучи, которые за счет одной рефракции, без учета аккомодации не могли бы соединиться на сетчатке. От постоянного напряжения аппарата аккомодации может возникнуть спазм аккомодации, в результате чего появляется вначале функциональная, а затем истинная близорукость. Для предупреждения развития патологии органа зрения к книгам предъявляются следующие требования:

-бумага должна быть достаточно прочной, непрозрачной, с матовой ровной поверхностью белого цвета (красноватые, желтоватые и др. оттенки бумаги оказывают негативное влияние не только на продуктивность зрительных функций, но и на общее состояние организма);

-набор шрифта: длина строки 108 мм для младших, 117 мм для средних и 126 мм для старших классов. Расстояние между строками не менее 3 мм. Расстояние между отдельными словами не менее 2 мм. Ширина полей - 18 - 20 мм. Высота букв 2,5 мм для 1 класса, 2 мм для 2 -4 кл., 1,75 мм для последующих классов. Вес учебника не должен превышать 0,3 кг. Переплет необходим твердый.

Бумага для письма должна в основном удовлетворять тем же требованиям, что и бумага для школьных учебников. Оптимальный ее цвет - молочно - белый (т.к. от снежно-белого быстрее утомляются глаза). Разлиновка тетрадей делается бледно-синего или лилового цвета. Тетради в клетку допустимы только на уроках математики, но не для постоянного использования вследствие вредного воздействия на зрение.

Ручки для письма должны быть толщиной не более 8 мм и длиной 150 - 170 мм. Более толстые ручки усложняют письмо, тонкие же требуют сильного нажима, короткие утомляют кисть руки.

С точки зрения сохранения правильной осанки имеет значение конструкция портфелей. Наиболее оптимальными в этом плане следует считать ранцы с жесткой спинкой для равномерного распределения веса.

Тема № 4. Гигиенические основы режима дня и учебно – воспитательного процесса. Гигиенические требования к питанию детей и подростков.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

1. Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.

  1. Понятие о двигательной активности.

  2. Единицы измерения двигательной активности.

  3. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.

  4. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.

  5. Основные методы физического воспитания дошкольников.

  6. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.

  7. Организация физического воспитания в ДДУ.

  8. Основные методы физического воспитания школьников.

  9. Основные принципы закаливания у детей и подростков.

  10. Основные виды закаливания.

  11. Организация закаливания в ДДУ.

  12. Организация закаливания в школе.

  13. Гигиенические требования к питанию детей.

  14. Гигиенические требования к детским ЛПУ.

Учебные вопросы по теме занятия.