11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
Для ясного видения необходимо, чтобы на светочувствительном слое сетчатой оболочки глаза получалось отчетливое изображение рассматриваемого предмета. Это может быть обеспечено только в том случае, если книга напечатана достаточно крупным и отчетливым шрифтом, хорошо освещена (150 лк) и расположена на расстоянии 30 - 40 см от глаз. При рассмотрении предметов, находящихся на близком расстоянии, в нормальный глаз попадают расходящиеся лучи, которые за счет одной рефракции, без учета аккомодации не могли бы соединиться на сетчатке. От постоянного напряжения аппарата аккомодации может возникнуть спазм аккомодации, в результате чего появляется вначале функциональная, а затем истинная близорукость. Для предупреждения развития патологии органа зрения к книгам предъявляются следующие требования:
-бумага должна быть достаточно прочной, непрозрачной, с матовой ровной поверхностью белого цвета (красноватые, желтоватые и др. оттенки бумаги оказывают негативное влияние не только на продуктивность зрительных функций, но и на общее состояние организма);
-набор шрифта: длина строки 108 мм для младших, 117 мм для средних и 126 мм для старших классов. Расстояние между строками не менее 3 мм. Расстояние между отдельными словами не менее 2 мм. Ширина полей - 18 - 20 мм. Высота букв 2,5 мм для 1 класса, 2 мм для 2 -4 кл., 1,75 мм для последующих классов. Вес учебника не должен превышать 0,3 кг. Переплет необходим твердый.
Бумага для письма должна в основном удовлетворять тем же требованиям, что и бумага для школьных учебников. Оптимальный ее цвет - молочно - белый (т.к. от снежно-белого быстрее утомляются глаза). Разлиновка тетрадей делается бледно-синего или лилового цвета. Тетради в клетку допустимы только на уроках математики, но не для постоянного использования вследствие вредного воздействия на зрение.
Ручки для письма должны быть толщиной не более 8 мм и длиной 150 - 170 мм. Более толстые ручки усложняют письмо, тонкие же требуют сильного нажима, короткие утомляют кисть руки.
С точки зрения сохранения правильной осанки имеет значение конструкция портфелей. Наиболее оптимальными в этом плане следует считать ранцы с жесткой спинкой для равномерного распределения веса.
Тема № 4. Гигиенические основы режима дня и учебно – воспитательного процесса. Гигиенические требования к питанию детей и подростков.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
1. Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
Понятие о двигательной активности.
Единицы измерения двигательной активности.
Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
Основные методы физического воспитания дошкольников.
Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
Организация физического воспитания в ДДУ.
Основные методы физического воспитания школьников.
Основные принципы закаливания у детей и подростков.
Основные виды закаливания.
Организация закаливания в ДДУ.
Организация закаливания в школе.
Гигиенические требования к питанию детей.
Гигиенические требования к детским ЛПУ.
Учебные вопросы по теме занятия.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.