15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
Для сравнения уровня физического развития различных детских популяций используется формула:
t= при t = 3 различия достоверны
при t < 3 различия недостоверны
16. Понятие об акселерации и секулярном тренде. Физическое развитие и состояние здоровья населения изменяются с течением времени. Существует два понятия, характеризующих изменения в современных поколениях по сравнению с предыдущими:
Секулярный тренд - характеризует динамику современного поколения людей по сравнению с предыдущим в показателях различных возрастных групп населения /от 0 до 100лет./ Он включает: ускорение роста и развития поколений по сравнению с предыдущими поколениями, увеличение продолжительности жизни, увеличение продолжительности репродуктивного периода, изменение структуры заболеваемости.
Акселерация – ускорение темпа роста и развития современного поколения детей по сравнению с прошлыми поколениями. В настоящее время темпы акселерации снижены, а в некоторых регионах физическое развитие современных детей снижено по сравнению с предыдущими поколениями, т.е. отмечаются явления деселерации.
Акселерация в целом оценивается положительно, так как параллельно с ней улучшаются показатели состояния здоровья и работоспособности. Однако в результате акселерации отмечаются и ее негативные последствия. Последствия акселерации:
медицинские: “помолодение” некоторых заболеваний ( онкологических, сердечно-сосудистых ), появление функциональных нарушений развития органов и систем, проблема крупного плода в акушерстве за счет внутриутробной акселерации, необходимость пересмотра гигиенических нормативов ( питания, школьной мебели, стандартов физического развития), гинекологическая патология из-за ранних беременностей и абортов;
социальные, обусловленные отставанием психического развития от физического, - рост детской преступности, числа разводов, детей без родителей.
Теории ( причины) акселерации: До настоящего времени универсальная причина акселерации не установлена ввиду огромного количества факторов, влияющих на физическое развитие. Основные теории:
улучшение качественных и количественных показателей питания человека;
снижение заболеваемости, акушерско-гинекологической патологии ввиду развития медицины;
гелиогенная – влияние циклических изменений солнечной активности и уровня УФО;
экологическая – рост содержания СО2 в атмосфере, увеличение интенсивности электромагнитных полей с развитием промышленности, повышение уровня естественного радиоактивного фона;
гетерезиса – увеличение процента смешанных браков разных рас и национальностей
Таблица 1.
Установление возраста ребенка на момент обследования
Месяц рожде- ния ребенка | Месяц обследования | |||||||||||
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII |
I | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 | +11 |
II | - 1 | 0 | + 1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 | +10 |
III | - 2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 | +9 |
IV | - 3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 | +8 |
V | - 4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 | +7 |
VI | - 5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 | +6 |
VII | - 6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 | +5 |
VIII | - 7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 | +4 |
IX | - 8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 | +3 |
X | - 9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 | +2 |
XI | - 10 | -9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | +1 |
XII | - 11 | -10 | -9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 |
Таблица 2.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.