logo
лекции ГДП Бобрик

15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.

А) Задачей врачебно-профессиональной консультации в школе является определение для школьника профессий, на которые он должен ориентироваться по состоянию здоровья. Проводится школьным врачом – педиатром с привлечением в необходимых случаях других специалистов (обследование в стационарах или поликлиниках) путем медосмотра, медобследования и изучения медицинской документации.

Проводится в 2 этапа: а) в 5 классе ( чтобы своевременно выявить заболевания, ограничивающие выбор профессии их излечить или перевести в стадию стойкой ремиссии); б) в 10 – 11 классах – для окончательного определения состояния здоровья и соответствующей профориентации школьника и его родителей.

Б) Профориентация – ознакомление детей с имеющимися профессиями, проводят учителя, работники центров занятости.

Санитарные правила и нормы устройства и оборудования кабинетов компьютерной техники (ДСПiН 5.5.009-98) в учебных заведениях и режим работы учеников на персональных компьютерах устанавливают нормативы физических факторов, какие образуются при работе компьютеров и гигиенические требования к эксплуатации отечественных и импортных компьютеров, которые используются в учебно-воспитательном процессе.

Работа с компьютерами должна проводиться в отдельных кабинетах. Ориентация окон - на север или северо-восток, на окнах должны быть жалюзи или шторы. Площадь на одного ученика, работающего за компьютером - не менее 6,0м2, объем воздуха - 20м3. Помещение должно быть рассчитано не более, чем на 12 учеников. Стены, потолок и пол должны иметь покрытие с матовой фактурой, пригодной для мытья. Запрещается использование строительных материалов, выделяющих в воздух вредные химические вещества (ДСП, пленочные и рулонные синтетические материалы).

Видеомониторы на электронно-лучевых трубках излучают:

А) электромагнитные волны в диапазоне частот 50Гц - 300Гц. Напряженность этого поля на расстоянии 0,5м от поверхности монитора не должна превышать ПДУ, приведенных в таблице:

Диапазон частей

ПДУ элетрического поля, В/м

ПДУ магнитного поля, нТл

5Гц - 2 кГц

25

250

2 кГц - 400 кГц

2,5

25

3 Мгц - 30 МГц

0,25

2,5

В). Ионизирующее излучение должно быть таким, чтобы на расстоянии 5 см от экрана, за год суммарная доза не превышала 0,1 мБэр.

С). Интенсивность УФ излучения на расстоянии 0,3м от экрана не должна быть более:

Диапазон

Интенсивность

400-320 нм

2 Вт/м2

320 - 280 нм

0,002 Вт/м2

280 - 200 нм

не должно быть

Д) В помещении при работе компьютера возникает статическое электрическое поле. Средняя напряженность его на расстоянии 0,3м от видеомонитора не должна превышать 7 кВ/м при работе на протяжении 1 часа и 3,5 кВ/м при более длительном периоде.

Микроклимат: t0 - 19-20С, влажность 55-65%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с. Уровень ионизации воздуха на расстоянии 0,3м от монитора должен быть в пределах 200-5000 ионов в см3 воздуха.

Искусственная вентиляция должна обеспечивать 3-х кратный обмен воздуха в час.

Шум, производимый компьютерами - постоянный, ПДД его в кабинете при работе компьютера должен быть не более 45 дбА, без работы – 40 дбА.

Освещение: естественное – требования такие же как для классов общеобразовательных школ. Искусственное – для общего освещения применяются светильники рассеянного и отраженного света. Светильники без абажуров применять запрещено (создаются блики на экране). Общее освещение помещения должно быть не менее 100 лк, освещение экрана – не более 200 лк, клавиатуры – не менее 400лк.

Оборудование компьютерного класса: Основным оборудованием является монитор, клавиатура, стол, стул. Для обеспечения точного и быстрого чтения с экрана, его площадь должна располагаться параллельно расположению глаз (допускаются отклонения экрана на 30 вправо или влево, 5 вперед, 15 назад).

Для работы используются специальные компьютерные столы, регулируемые в зависимости от роста ученика или в зависимости от роста школьника используются ученические столы (номера А, В, С, Д).

Стул должен обеспечивать поддержание рациональной позы, для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области спины. Для этого используют стулья 4 ростовых групп (А, В, С, Д), или стулья с изменяющейся высотой сидения.