4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
В процессе роста организма ребенка отмечаются следующие закономерности:
Неравномерность темпа роста и развития организма ребенка в различные возрастные периоды. За первый год жизни длина тела ребенка увеличивается на 47%, за второй – на 13%, за третий – на 9%, в течение 4 – 7 года жизни ежегодно длина тела увеличивается в среднем на 5 – 7%, на 8-10 году – на 3 % ежегодно, в 10-15 лет происходит скачок роста, к 16-17 лет увеличение роста снижается и к 18-20 годам жизни рост прекращается.
Гетерохронность, т.е. неодновременность роста и развития отдельных органов и систем. В первые годы жизни /от нескольких месяцев до 7 лет/ наиболее сильно развивается головной мозг, формирование опорно-двигательного аппарата - в первые годы жизни, с 10-12 лет развивается лимфатическая система, с 12-13 лет – половые органы. В период интенсивного роста и развития функциональной системы отмечается ее повышенная чувствительность к разнообразным факторам окружающей среды.
Половой диморфизм, т.е. рост и развитие ребенка обусловливаются полом. В частности, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания, наоборот, антропометрические показатели девочек выше, чем у мальчиков. В 15 лет мальчики вновь интенсивно растут и опережают девочек. Сила кисти рук, мышц спины у мальчиков всех возрастных групп выше, чем у девочек. Имеются также отличия в психофизиологических параметрах различных полов.
Обусловленность роста и развития наследственностью и окружающей средой. Генетическая программа ребенка предопределяет темпы роста и созревания ребенка, порядок роста и созревания отдельных органов и систем. Однако эта программа не жесткая, в ней возможны отклонения под влиянием факторов окружающей среды. Увеличение длины тела детерминировано в основном, генетическими факторами. Масса тела в большей степени подвержена действию факторов окружающей среды.
Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом. В организме многие органы «дублируются», отмечается «запас прочности» различных органов и всего организма в целом.
-
Содержание
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.