10. Основные принципы закаливания
Внешняя среда постоянно изменяется. При охлаждении поверхности тела рефлекторно суживаются сосуды В.Д.П., за счет чего развиваются функциональные и трофические изменения этой слизистой. При этом активизируется микрофлора носоглотки, снижается ее барьерная функция и организм становится беззащитным перед аутомикрофлорой и бактериальным и вирусным загрязнением окружающей среды.
Кожа детей обладает меньшими, чем у взрослых, теплоизоляционными свойствами, она снабжена более широкой сетью капилляров, она более влажная, относительная ее поверхность больше, чем у взрослых. Этим объясняются более высокие теплопотери и большая чувствительность к воздействию охлаждения детей. Поэтому тренировка терморегуляции особенно необходима у детей.
При закаливании внешние раздражители воспринимаются нервными окончаниями в коже, передаются в Ц.Н.С., в результате изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов, улучшаются трофика тканей, обменные процессы, иммуногенез, в крови увеличивается содержание гемоглобина, улучшается формирование психических функций ребенка. Под влиянием закаливания температура кожи туловища снижается, а дистальных отделов конечностей повышается. Происходит снижение температурного градиента « стопа – грудь». У незакаленных детей снижение градиента « стопа – грудь» отмечаются в условиях перегрева, увеличение этого градиента – при охлаждении. При закаливании необходимы следующие условия (основные принципы закаливания):
систематичность закаливающего воздействия. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы на неблагоприятные воздействия окружающей среды угасают у детей дошкольного возраста через 5 - 7 дней, у школьников – через 2 - 3 недели.
постепенное увеличение силы раздражителя – достигается путем снижения температуры раздражителя или увеличением площади, на которую он воздействует. При этом необходимо помнить, что каждая новая процедура должна вызывать вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении силы воздействующего агента. Появление дрожи, « гусиной кожи», побледнение кожных покровов являются свидетельством чрезмерного увеличения силы воздействующего агента, что может привести к заболеванию.
индивидуализация закаливающих воздействий – при организации закаливания в выделяют три группы детей: первая группа – здоровые и закаленные; вторая группа - имеющие функциональные отклонения и здоровые дети, но не закаленные; третья группа – страдающие хроническими заболеваниями и реконвалесценты после длительных заболеваний.
оптимальное тепловое состояние детей – если ребенок охлажден до проведения закаливания, т.е. уже возникла защитная сосудосуживающая реакция, выработать должный ответ на закаливающее воздействие невозможно, в данном случае также может возникнуть заболевание. При перегревании (высокая температура воздуха) процессы терморегуляции напряжены, и даже умеренные закаливающие воздействия могут привести к переохлаждению организма, что также может привести к заболеванию. Необходимая температура воздуха приведена в табл. 5.
Таблица 5.
Оптимальная температура воздуха (в градусах Цельсия).
Возрастная группа (в годах) | Строительно – климатическая зона | ||
| 1 | 2 - 3 | 4 |
До 3 | 23 | 22 | 21 |
3 – 4 | 22 | 21 | 20 |
5 – 7 | 21 | 20 | 19 |
8 – 16 | 20 – 21 | 19 - 20 | 18 - 19 |
положительная эмоциональная настроенность ребенка. Так как закаливание тесно связано с возникновением положительных условно-рефлекторных связей, данное положение абсолютно необходимо при проведении закаливания. В случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует отменить или изменить характер воздействующего агента.
Эффективность закаливания зависит от сочетания закаливающих воздействий. Наилучшие результаты дает комплекс, состоящий из воздушных ванн, обливаний ног с последующим растиранием, физкультуры круглогодично на свежем воздухе с последующим закаливающим душем.
11. Основные виды закаливания. Закаливание может быть стихийным – в повседневной жизни и организованным, с использованием специальных мер, перечисленных выше. Закаливающий эффект в повседневной жизни оказывают хождение босиком, переодевания, водные процедуры, купания, пульсации микроклимата при переходе из одного помещения в другое или при выходе из помещения на двор. Максимальный эффект стихийного закаливания отмечается осенью, он полностью исчезает зимой, при длительном нахождении детей в помещениях.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.