logo
лекции ГДП Бобрик

10. Основные принципы закаливания

Внешняя среда постоянно изменяется. При охлаждении поверхности тела рефлекторно суживаются сосуды В.Д.П., за счет чего развиваются функциональные и трофические изменения этой слизистой. При этом активизируется микрофлора носоглотки, снижается ее барьерная функция и организм становится беззащитным перед аутомикрофлорой и бактериальным и вирусным загрязнением окружающей среды.

Кожа детей обладает меньшими, чем у взрослых, теплоизоляционными свойствами, она снабжена более широкой сетью капилляров, она более влажная, относительная ее поверхность больше, чем у взрослых. Этим объясняются более высокие теплопотери и большая чувствительность к воздействию охлаждения детей. Поэтому тренировка терморегуляции особенно необходима у детей.

При закаливании внешние раздражители воспринимаются нервными окончаниями в коже, передаются в Ц.Н.С., в результате изменяется кровенаполнение сосудов кожи, внутренних органов, улучшаются трофика тканей, обменные процессы, иммуногенез, в крови увеличивается содержание гемоглобина, улучшается формирование психических функций ребенка. Под влиянием закаливания температура кожи туловища снижается, а дистальных отделов конечностей повышается. Происходит снижение температурного градиента « стопа – грудь». У незакаленных детей снижение градиента « стопа – грудь» отмечаются в условиях перегрева, увеличение этого градиента – при охлаждении. При закаливании необходимы следующие условия (основные принципы закаливания):

  1. систематичность закаливающего воздействия. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы на неблагоприятные воздействия окружающей среды угасают у детей дошкольного возраста через 5 - 7 дней, у школьников – через 2 - 3 недели.

  2. постепенное увеличение силы раздражителя – достигается путем снижения температуры раздражителя или увеличением площади, на которую он воздействует. При этом необходимо помнить, что каждая новая процедура должна вызывать вегетативные сдвиги: учащение пульса, увеличение глубины и частоты дыхания. Отсутствие этих сдвигов свидетельствует о недостаточном увеличении силы воздействующего агента. Появление дрожи, « гусиной кожи», побледнение кожных покровов являются свидетельством чрезмерного увеличения силы воздействующего агента, что может привести к заболеванию.

  3. индивидуализация закаливающих воздействий – при организации закаливания в выделяют три группы детей: первая группа – здоровые и закаленные; вторая группа - имеющие функциональные отклонения и здоровые дети, но не закаленные; третья группа – страдающие хроническими заболеваниями и реконвалесценты после длительных заболеваний.

  4. оптимальное тепловое состояние детей – если ребенок охлажден до проведения закаливания, т.е. уже возникла защитная сосудосуживающая реакция, выработать должный ответ на закаливающее воздействие невозможно, в данном случае также может возникнуть заболевание. При перегревании (высокая температура воздуха) процессы терморегуляции напряжены, и даже умеренные закаливающие воздействия могут привести к переохлаждению организма, что также может привести к заболеванию. Необходимая температура воздуха приведена в табл. 5.

Таблица 5.

Оптимальная температура воздуха (в градусах Цельсия).

Возрастная группа

(в годах)

Строительно – климатическая зона

1

2 - 3

4

До 3

23

22

21

3 – 4

22

21

20

5 – 7

21

20

19

8 – 16

20 – 21

19 - 20

18 - 19

  1. положительная эмоциональная настроенность ребенка. Так как закаливание тесно связано с возникновением положительных условно-рефлекторных связей, данное положение абсолютно необходимо при проведении закаливания. В случае негативного отношения ребенка к закаливанию процедуру следует отменить или изменить характер воздействующего агента.

  2. Эффективность закаливания зависит от сочетания закаливающих воздействий. Наилучшие результаты дает комплекс, состоящий из воздушных ванн, обливаний ног с последующим растиранием, физкультуры круглогодично на свежем воздухе с последующим закаливающим душем.

11. Основные виды закаливания. Закаливание может быть стихийным – в повседневной жизни и организованным, с использованием специальных мер, перечисленных выше. Закаливающий эффект в повседневной жизни оказывают хождение босиком, переодевания, водные процедуры, купания, пульсации микроклимата при переходе из одного помещения в другое или при выходе из помещения на двор. Максимальный эффект стихийного закаливания отмечается осенью, он полностью исчезает зимой, при длительном нахождении детей в помещениях.