Морфологические особенности растущего организма.
А.) Опорно - двигательный аппарат. Скелет ребенка и взрослого различаются размеарми, пропорциями, химическим составом. На границе между эпифизом и диафизом имеется пластинка хрящя ( зона роста ), которая обусловливает рост кости в длину. Начало и окончание окостенения различных костей происходит в разные сроки. Кости ребенка бедны солями кальция и фосфора, в них преобладают органические элементы, в результате этого они эластичны и подвержены различного вида искривлениям. Безымянная кость таза у детей состоит из трех самостоятельных частей, которые начинают срастаться с семилетнего возраста. Полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году. Поэтому при прыжках с высоты может произойти смещение несросшихся костей таза. По этой же причине форма таза может измениться у девочек при ношении обуви на высоких каблуках. Высокие каблуки переносят центр тяжести вперед, в результате этого туловище отклоняется назад, при этом лобковые кости приближаются к крестцу, таз деформируется.
Срастание различных отделов грудины происходит с 15 до 25 лет, поэтому при неправильных положениях тела и длительном статическом напряжении возможны разнообразные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.
Б) Мышечная система. Развитие мышц происходит неравномерно. Сначала развиваются крупные мышцы конечностей, позднее – мелкие мышцы. У детей 7 - 8 лет мышцы спины еще слабые, что способствует искривлению позвоночника. К 6 – 7 годам ребенок хорошо владеет мускулатурой, но тонкие движения для него трудны в результате недоразвития координации движений.
В).Дыхательные пути у детей более узкие, дыхательная мускулатура слабо развита, поэтому у детей происходит недостаточная вентиляция, особенно задненижних отделов легких.
С). Особенностью сердечно-сосудистой системы является более медленное увеличение массы сердца по сравннию с ростом артериальной системы, это несоответствие особенно проявляется в период полового созревания, что необходимо учитывать при трудовой деятельности, занятий спортом
Д). Нервная система. К моменту рождения ребенка морфологически и функционально незрелая. Формирование головного мозга заканчивается к 8 – 9 годам. Поэтому у детей младшего школьного возраста ЦНС физиологически недостаточно развита, а в функциональном отношении неустойчива. Процессы возбуждения, иррадиации преобладают над процессами концентрации и торможения. С этим связана меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость ЦНС у детей, особенно при неправильной, нерациональной учебной нагрузке.
Е) Орган зрения. К 6 месяцам ребенок координирует движения глазных яблок, к 1 году различает цвета. В этом возрасте формируется дальнозоркая рефракция, которая к 7 – 10 годам изменяется на соразмерную. При продолжительной аккомодации может развиться миопия.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.