7. Методы изучения физического развития
Состояние физического развития детей и подростков определяется при помощи соматоскопических, соматометрических, физиометрических методов исследования.
7.1. Соматоскопия – определение при помощи зрения формы грудной клетки, позвоночника, ног, степени жироотложения.
Степень жироотложения определяют толстотным циркулем величину подкожножировой складки на уровне пупка, и под лопаткой. Измеренную толщину складки делят пополам. Средним считают жироотложение при толщине складки 1 – 2 см, ниже среднего – менее 1 см, выше среднего – более 2 см.
Степень развития мускулатуры –слабая степень – мышцы не виды; средняя – слабо контурируются мышцы в месте прикрепления к кости; сильная – мышцы хорошо контурируются на всем протяжении.
Форма грудной клетки – нормальными формами грудной клетки являются цилиндрическая, коническая, плоская, смешанная. Рахитические формы грудной клетки – «куриная грудь», «грудь сапожника». При эмфиземе легких – бочкообразная грудная клетка.
Формы позвоночника: нормальный – в сагиттальной плоскости имеет s – образную форму, шейная, грудная и поясничная кривизны невелики; лордитический – имеет малую шейную кривизну и резко выраженную поясничную; кифотический – все три кривизны выражены резко.
К деформациям позвоночника относятся право- и левосторонние сколиозы. При сколиозе 1 степени отмечается слабо выраженная асимметрия плеч и лопаток, дефект не имеет стойкого характера и при напряжении мускулатуры выправляется. Сколиоз 2 степени – устойчивое искривление, наличие компенсаторных мышечных валиков. Сколиоз 3 степени – глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки. Сколиоз 4 степени – наличие реберного горба.
Форма ног. Обследуемый ставит пятки вместе, носки врозь, при нормальной форме – ноги соприкасаются в области коленных суставов. При О-образной форме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной - один коленный сустав заходит за другой.
Форма стопы - нормальная, уплощенная, плоская. Определяют при помощи плантографии.
Степень полового созревания – у девочек оценивают по оволосению подмышечных впадин /Ax/, лобка /P/, развитию молочной железы /Ma/, времени появления первой менструации /menarhe/ и установления менструального цикла / menses/. У мальчиков учитывают оволосение подмышечных впадин /Ax/, лобка/ P/ ,мутацию голоса /V/, оволосение лица /F/, развитие кадыка /L/. Степень развития признака указывается рядом с наименованием признака, например Ax4
7.2. Соматометрия – измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, определение конституционного типа при помощи специальных приборов – ростомера, медицинских весов, толстотного циркуля, линейки, сантиметровой ленты.
7.3 Физиометрические показатели (ЖЕЛ, динамометрия кистевая и становая, артериальное давление и др.) характеризуют состояние функциональных систем организма. Определяются при помощи приборов (спирометр, динамометр кистевой и становой и др.).
8. Определение точного возраста ребенка на момент обследования. При использовании оценочных таблиц нужно определить к какой возрастной группе относится ребенок.
Для оценки физического развития ребенка прежде всего необходимо установить его точный возраст. Для быстрого вычисления возраста детей пользуются таблицей 1.
Необходимо вычесть год рождения ребенка из года обследования и получить число полных лет. Для определения числа месяцев следует найти графы, соответствующие месяцу обследования и месяцу рождения ребенка и на их пересечении найти цифру, показывающую число месяцев, которое надо прибавить или вычесть /в зависимости от знака/ от полученного числа полных лет.
Например: дата обследования ребенка - II месяц 1999 года, дата рождения – IX месяц 1988 года. Следовательно, школьнику 99-88=11 лет. На пересечении соответствующих граф находим –7, т.е. мальчику меньше, чем 11 лет на 7 мес., - 10 лет 5 мес.
Для дальнейшей оценки физического развития ребенка необходимо определить возрастную группу.
На первом году жизни ребенка возрастной интервал составляет один месяц с допустимым отклонением в 15 дней после целого месяца. Например, к группе 2-х месячных детей относятся дети в возрасте 1 мес.16 дней до 2 мес.15 дней, 3-х месячные дети – 2 мес 16 дней до 3 мес. 15 дней.
Ребенок одногодичный – дети в возрасте 11 мес.16 дней до 1 года 1 месяца 15 дней.
С 1 года до 3 лет возрастная периодизация идет по четвертям года: за 1 год 3 мес считают возраст 1 год 1 мес 16 дней до 1 года 4 мес 15 дней; за 1 год 6 мес считают детей, которым исполнилось 1 год 4 месяца 16 дней до 1 года 7 месяцев 15 дней.
Ребенок трехгодичный – в эту возрастную группу входят дети, которым исполнилось 2 года 10 месяцев 16 дней до 3 лет 5 месяцев 29 дней.
После 3 лет группировка детей с интервалом в один год: в возрастную группировку 4 года входят дети, которым исполнилось 3 года 6 месяцев до 4 лет 5 месяцев 29 дней.
Возрастная группа для детей от 7 до 18 лет принята с интервалом в один год. К 8-летним относят детей от 7 лет 6 мес до 8 лет 5 мес 29 дней, к 9-летним – от 8 лет 6 мес до 9 лет 5 мес 29 дней.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.