4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
Как выше уже упоминалось, все здоровые дети одного возраста и пола совершают в сутки определенное количество движений. Однако при ослаблении процессов саморегуляции в количестве движений у ребенка может наступить состояние гиподинамии. Гиподинамия ( гипокинезия) – дефицит двигательной активности, не компенсируемый в течение длительного времени. Причины гипокинезии можно разделить на три группы: биологические, социальные, климатические. К первым относятся конституция, предрасполагающая к повышенной утомляемости и слабости мышц, хронические заболевания и дефекты развития, замкнутость и сужение социальных контактов ребенка, умственное переутомление. Группа социальных причин сформировалась вследствие развития коммунально – бытовой сферы и информатики, что привело к резкому снижению энерготрат. Климатические факторы, способствующие возникновению гиподинамии - чрезмерно холодный или жаркий климат.
Массовые обследования школьников в различных городах Украины показали, что гипокинезией страдает 50% детей младшего школьного возраста и 75 – 80% - старшего школьного возраста. Клинические проявления гипокинезии зависят от степени дефицита движений и структурируются в три синдрома: астено – вегетативный, детренированность, ожирение.
Для астено-вегетативного синдрома характерны жалобы на постоянную усталость, давящие головные боли, потемнение в глазах, мелькание мушек перед глазами, головокружение при вставании или резком разгибании. Отмечается снижение общей сопротивляемости организма, в том числе к ОРЗ. Характерна гипотония, неустойчивое артериальное давление, аритмия. Иногда отмечаются запоры, вздутие живота.
Детренированность проявляется снижением функционального резерва мышц и органов, обеспечивающих физическую активность ( с.с.с., дыхательная). Функциональные пробы с физической нагрузкой обнаруживают более выраженное учащение пульса и дыхания на пике нагрузки, а также замедленное возвращение их к исходному уровню.
Ожирение наступает как результат снижения энерготрат при неадекватно повышенном поступлении пищи.
Профилактика гипокинезии:
1.уменьшение статического компонента в процессе учебных занятий и свободное время
2.увеличение динамического компонента в основных формах физического воспитания и трудового обучения
3. привлечение к труду и спортивной работе детей и подростков
активный образ жизни и физическое воспитание детей в семье.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.