Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.
В зависимости от того, получает ли ребенок материнское молоко и в каком количестве, выделяют три вида вскармливания: естественное, искусственное и смешанное.
Естественное вскармливание – это питание детей материнским молоком с введением прикорма с 5 месяца жизни. Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, так как женское молоко имеет важные преимущества:
приближается к составу тканей ребенка
лишено антигенных свойств
содержит серосодержащую аминокислоту таурин, обладающую нейроактивными свойствами
богато иммуноглобулинами, например, уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке
По концентрации жира коровье и грудное молоко одинаковы, но в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Там же содержится липаза, способствующая расщеплению жира, появлению активной кислотности в желудке, выделению панкреатического сока и нормализующая перистальтику кишечника.
Углеводов в грудном молоке содержится больше, чем в коровьем. Например, в нем - до 90% лактозы, которая стимулирует рост нормальной флоры, с преобладанием бифидобактерий, которые подавляют рост кишечной палочки и патогенных микроорганизмов.
Исключительно богато женское молоко различными ферментами (например, амилазы в 100 раз, липазы – в 15 раз больше, чем в коровьем молоке). Это компенсирует временную низкую ферментную активность ЖКТ ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.
Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усваиваются они в 2 раза лучше, чем эти же микроэлементы из коровьего молока. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо реже болеют рахитом, а если все же заболеют, то болезнь протекает легче. Содержание микроэлементов в грудном молоке соответствует суточной потребности ребенка, и степень их усвоения гораздо выше. Например, содержание железа в грудном молоке - 0,5 мг/л, а в молочных смесях – 1,5 мг/л, но степень их усвоения – соответственно 50% и 5%. Поэтому дети, находящиеся на естественном вскармливании гораздо реже болеют анемией и нет необходимости добавлять в их пищевой рацион железо вплоть до 6 месяцев. При искусственном вскармливании железо добавляют с 4 месяцев в виде пищевых продуктов, обогащенных этим микроэлементом. В грудном молоке натрия содержится в 4 раза меньше, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием при вскармливании коровьим молоком могут привести в периоде полового созревания к вегето-сосудистой дистонии, а у взрослого – к гипертонической болезни.
В грудном молоке содержится больше витаминов, в частности, метаболитов витамина Д, что способствует профилактике рахита.
У взрослых людей, находившихся в грудном возрасте на естественном вскармливании установлены лучшая половая потенция, выше фертильность.
Грудные железы у кормящих и плацента у беременных являются мощным барьером, крайне редко пропускающими соли тяжелых металлов, микроорганизмы, и другие вредные для ребенка вещества. Поэтому необоснован отказ от грудного молока при неблагоприятной экологической обстановке в данном регионе.
Грудное молоко обеспечивает все потребности ребенка до определенного возраста. Со 2 месяца жизни при естественном вскармливании в питание ребенка включают фруктовые и овощные соки, вначале по несколько капель. Постепенно увеличивая объем сока в мл. рассчитываемого по формуле: возраст ребенка в месяцах х 10. Как правило, начинают с яблочного, после 3 месяцев добавляют морковный, гранатовый, капустный, черносмородиновый и др.
С 2 – 3 месяцев кроме соков вводят гомогенизированное фруктовое пюре.
Первый прикорм (новая, более концентрированная и калорийная пища, постепенно заменяющая кормление грудью) вводят в 4 – 5 месяцев в виде овощного пюре для покрытия дефицита микроэлементов.
Второй прикорм в виде 7% а затем 10% манной, гречневой, овсяной, рисовой каш приготовленных вначале на 50% молоке, а через 2 недели – на 100% молоке. Творог назначают с 6 месяцев не более 20 – 30 г в день. С 7,5 – 8 месяцев ребенку назначают мясной фарш из вареной говядины не более 20 –30 г в день. Его добавляют в овощное пюре. С 10 мес. – фрикадельки. С 12 мес. – паровые котлеты, хлеб и яблоки кусочками. К концу первого года жизни ребенка переводят на общий стол.
17. Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при искусственном вскармливании. Искусственным называется вскармливание детей грудного возраста заменителями женского молока – молочными смесями, приготовленными на основе коровьего молока. При данном виде вскармливания используются молочные смеси, которые бывают простыми и адаптированными, т.е. приближенными к женскому молоку. К неадаптированным относят следующие смеси: В–рис, В-гречка, В–овес, В-кефир. Эти смеси дают с 3 недель до 3 месяцев. Затем их заменяют цельным кефиров, смесью « Крепыш», « Здоровье». При вскармливании этими смесями удлиняют интервал между кормлениями до 3,5 – 4 часов, из-за большей калорийности по сравнению с грудным молоком, раньше на 1 месяц назначают соки, фруктовые и овощные пюре.
Адаптированные смеси («Малютка», «Малыш», «Детолакт», «Бона» и др.), готовятся из коровьего молока путем его специальной обработки. Они содержат меньше калорий, белка, натрия, кальция, больше полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, микроэлементов, лизоцима. Пищевая ценность адаптированных смесей приближена к женскому молоку. Поэтому правила вскармливания ими близки к тем, которые соблюдаются при кормлении грудью.
В настоящее время имеются молочные смеси лечебного питания «Бифилин», «Бифидолакт», низколактозная молочная смесь.
Недостатки искусственного вскармливания:
В коровьем молоке в 3 раза больше аминокислот, что ведет к белковым перегрузкам, приводящим к запаздыванию развития Ц. Н. С. (у школьников, ранее находившихся на искусственном вскармливании интеллектуальные возможности ниже). Белковые перегрузки способствуют также нарушениям обменных процессов и развитием на почве этого заболеваний почек.
Из–за белкового перекорма у детей может возникнуть ожирение, которое сохраняется на протяжении всей жизни. Иногда оно возникает позже, в периоде полового созревания, причина его - в белковом перекорме раннего детского возраста.
Из- за резко сниженного содержания иммуноглобулинов, лизоцима, интерферона в коровьем молоке у детей, находящихся на искусственном вскармливании, заболеваемость и смертность гораздо выше.
Из за сниженного содержания ПНЖК коровьего молока (в несколько раз меньше, чем в грудном) возникает дислипидемия, которая в дальнейшем может привести к развитию атеросклероза.
Из – за сниженного содержания и плохого всасывания витаминов и микроэлементов искусственно вскармливаемые дети часто болеют железодефицитной анемией и рахитом. В коровьем молоке содержится в 4 раза больше натрия, что создает предпосылки для возникновения в периоде полового созревания вегетососудистой дистонии, а в зрелом возрасте - тяжелой гипертонической болезни.
При искусственном вскармливании желудочная секреция увеличивается в 5 раз, что способствует развитию дискинезий ЖКТ, гастродуоденитов, холециститов, особенно при наследственной предрасположенности.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.