9.1. Метод индексов
При помощи индексов дается лишь приблизительная оценка физического развития.
Индекс Брока вычисляется следующим образом: “нормальная“ масса тела для мужчин определяется по формуле: МТ = Рост – 100 (при росте 155-165см)
МТ= Рост – 105 ( при росте 166-175см)
МТ = Рост – 110 ( при росте более 175 см)
Для женщин во всех группах масса тела должна быть на 5% меньше,чем у мужчин
масса тела в кг
Индекс Кетле ( массы тела) = ------------------
(рост в метрах)2
По рекомендации ВОЗ оценка результатов производится следующим образом:
Гипотрофия 3 степени отмечается при индексе менее 16 ( у мужчин и женщин)
Гипотрофия 2 степени - при индексе 16,1 – 17,9 у женщин и 16,1-16,9 - у мужщин
Гипотрофия 1 степени – при индексе 18-20 у женщин и 17 – 18,4 у мужчин
Адекватное питание /нормальное телосложение/ – при индексе 20,1-24,9 у женщин и 18,5-23,8 – у мужчин. В этом диапазоне идеальной величиной /наиболее гармоничное телосложение/ является индекс 22 у женщин и 20,8 у мужчин
Ожирение 1 степени – индекс 25,0- 29,9 у женщин и 23,9-28,5 у мужчин
Ожирение 2 степени – индекс 30-39,9 у женщин и 28,6-38,9 – у мужчин
Ожирение 3 степени – индекс боле 40 у женщин и более 39 у мужчин
9.2. Метод сигмальных отклонений. При этом производится изолированная / вне связи с другими признаками /оценка показателей физического развития. Метод чаще всего используется для оценки роста, погодовой прибавки роста, количества зубов, ЖЕЛ, динамометрии, полового развития. (Табл. 2, 3)
Методика использования: От показателей ребенка вычитаются среднеарифметические данные таблицы, полученную разность делят на табличную сигму данного признака. Если результат получился в пределах 1, развитие признака считается соответствующим возрасту. Если в пределах от 1,1 до 2, данный признак выше или ниже возрастной нормы, если в пределах 2 и далее – высокое или низкое развитие признака. Недостатком этого метода при оценке роста, ОГ и массы тела является отсутствие взаимосвязи между этими показателями. Данный недостаток устраняется построением профиля физического развития, при котором определяется взаимосвязь между ростом, массой тела и ОГ.
9.3. Профиль физического развития – это график отклонения частных сигм роста, массы тела, ОГ конкретного ребенка от табличной среднеарифметической величины данных показателей (Табл. 4). При этом определяется гармоничность (пропорциональность вертикальных и горизонтальных размеров) физического развития. Если пропорциональность нарушена, возникают функциональные расстройства /недостаточность С.С.С. при высоком росте / и морфологические патологии / сахарный диабет /. Пропорциональность развития нарушается также при заболеваниях детей, поэтому при ее обнаружении необходимо ребенка обследовать для выявления скрытой патологии.
Методика использования - на графике откладываются частные сигмы трех показателей, после этого они соединяются линиями. Если разница между ними не более 1 - развитие ребенка гармоничное, разница в пределах от 1,1 до 2 – развитие дисгармоничное, разница от 2,1 и более – резко дисгармоничное.
9.4. Центильные ряды. В данном случае показатели какого-либо признака 100 детей одного пола и возраста распределяются в порядке возрастания от 1 до 100 номера и вносятся в таблицу. Порядковый номер называется центилем. Например, 5 порядковый номер – это 5 центиль. Нормальным, соответствующим возрасту считается развитие ребенка, если его индивидуальные показатели в таблице центилей располагаются в пределах от 25 до 75 центиля. Если показатели ребенка находятся в пределах от 75 центиля и выше – развитие выше среднего, если ниже 25 центиля – развитие ниже среднего. У взрослых людей индивидуальные показатели считаются соответствующими норме, если они входят в пределы центильного интервала от 16 до 84. ( Табл. 5 )
9.5. Метод шкал регрессии. Позволяет оценивать пропорциональность массы тела и ОГ по сравнению с ростом. Для этого используются линейные диаграммы шкал регрессии. В диаграммах на оси абсцисс имеются все варианты длины тела с разбивкой их на средние, выше, ниже средних, высокие и низкие величины. На оси ординат указаны величины массы тела или ОГ (Табл. 6), на оси абсцисс – рост.
Методика использования: вначале на графике находим рост ребенка и сразу же его оцениваем (на оси абсцисс указана оценка ) – средний, ниже, выше среднего, низкий, высокий. Далее на графике находится точка пересечения индивидуальных показателей роста и массы тела, роста и ОГ ребенка. Если эта точка находится в пределах часто заштрихованной части диаграммы (разница в частных сигмах роста и массы тела до 1) – развитие ребенка гармоничное. Если точка пересечения массы тела и роста входит в пределы от 1 до 2 - ниже или выше плотно заштрихованной части диаграммы – развитие ребенка дисгармоничное. В случае нахождения точки пересечения роста и массы тела, или роста и ОГ ниже или выше линии 2 - развитие резко дисгармоничное. Однако необходимо помнить, что у мальчиков при увеличении массы тела более +1,1δ R за счет развитой мускулатуры, физическое развитие ребенка считается гармоничным. При этом мышцы рельефно отделяются одна от другой, а толщина подкожно-жировой складки на уровне пупка не более 2 см.
10. Определение уровня биологического развития (биологического возраста). Биологический возраст – это совокупность морфофункциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития. Определяется он по следующим критериям /при помощи таблицы сигмальных отклонений/:
количество постоянных зубов
степень оссификации костей кисти
рост и погодовая прибавка роста
сроки прорезывания и смены молочных зубов
развитие вторичных половых признаков.
Полученные показатели ребенка сравнивают с табличными показателями сигмальных отклонений вышеперечисленных признаков (Табл. 7, 8).
Наиболее информативны в дошкольном возрасте (4 – 6 лет) следующие показатели биологического развития: длина тела, погодовая прибавка длины тела. В старшем школьном возрасте (14-17 лет) – погодовая прибавка длины тела, степень развития вторичных половых признаков.
Критерии Таннера – это показатели возрастного начала и окончания развития половых признаков (Табл. 2).
11. Комплексная оценка физического развития ребенка проводится по схеме
/ отдельно описываются/ (Табл. 10):
Антропометрические показатели (рост, погодовая прибавка роста, окружности головы, таза и др.) оцениваются по сигмальным отклонениям, центильным рядам (может оцениваться также масса тела и ОГ), для определения гармоничности используются шкалы регрессии и профиль физического развития.
Физиометрические (ЖЕЛ, динамометрия и др.) показатели оцениваются методом сигмальных отклонений.
Уровень биологического развития определяется также методом сигмальных отклонений.
Комплексная оценка физического развития позволяет судить о процессах роста и развития ребенка. Однако, для суждения о состоянии здоровья этого недостаточно. Для этого необходимо дополнительно оценить степень неспецифической резистентности организма, наличие и степень выраженности хронических заболеваний или функциональных нарушений.
12. Метод оценки состояния здоровья детей используется ежегодно врачами – педиатрами в детских учреждениях. При этом исследуются следующие критерии:
Наличие или отсутствие хронических заболеваний (стадия - обострение, ремиссия), или функциональных нарушений.
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям – выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний / в том числе и обострений хронических/ за предыдущий год.
Уровень функционального состояния основных систем организма выявляется использованием функциональных проб и их оценкой.
Уровень биологического развития /количество постоянных зубов, степень оссификации костей кисти, рост и погодовая прибавка роста, сроки прорезывания и смены молочных зубов, развитие вторичных половых признаков/ определяется при помощи сравнения с региональными шкалами сигмальных отклонений.
Степень гармоничности физического развития. Масса тела и окружность груди оцениваются по сравнению с ростом.
Уровень психического развития – устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в медкомиссии.
Ежегодная оценка состояния здоровья индивидуума, его динамики, позволяет назначать индивидуальные рекомендации по нормированию умственного и физического труда, профилактике и лечению заболеваний, производить анализ состояния здоровья коллектива и его динамику.
13. Группы здоровья детей. После оценки состояния здоровья каждого ребенка его относят к одной из пяти групп здоровья.
1 группа – здоровые дети, гармонично развитые, не имеющие склонности к заболеваниям, морфологические и функциональные отклонения в организме отсутствуют, болеющие до 3 раз в год простудными заболеваниями. Учебная, трудовая и спортивная деятельность этих детей организуется по учебным программам. Врач проводит их плановый профилактический осмотр и общеоздоровительные мероприятия.
2 группа – дети, практически здоровые, но имеющие те или иные морфологические /дисгармоничное, резко дисгармоничное развитие/ или функциональные отклонения. К этой группе относятся часто /более 4 раз в год/ и длительно / более 25 дней по одному заболеванию/ болеющие острыми заболеваниями дети. У этих детей имеются функциональные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы, в частности наклонность к повышению или понижению артериального давления, аденоиды 1 и 2 степени, гипертрофия миндалин, миопия слабой степени /до 3 диоптрий/, дальнозоркость средней степени /до 5 диоптрий/, косоглазием, множественным нелеченным кариесом, сколиозом 1 степени, незначительным снижением гемоглобина крови (115 – 111г/л). Это дети группы риска и для них врач создает комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на предотвращение развития хронической патологии. Комплекс направлен на повышение неспецифической резистентности организма при помощи закаливания, рационального режима дня, искусственной витаминизации пищи.
3 группа – дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, или компенсированной природной патологией не затрудняющими приспособление школьников к учебной нагрузке. Дети находятся на диспансерном наблюдении у врачей разного профиля и получают необходимую лечебную и профилактическую помощь.
4 группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, или врожденной патологией в стадии субкомпенсации, затрудняющими учебную и трудовую деятельность. Дети находятся под наблюдением врачей и принимают необходимую медикаментозную помощь.
5 группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями с стадии декомпенсации и дети-инвалиды. Обучаются в специализированных детских учреждениях, где проводится их лечение.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.