Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
В понятие суточный режим входит организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Содержание и длительность каждого из них с возрастом изменяются (табл. 1)
Рационально построенный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, повышает общую сопротивляемость, предупреждает развитие утомления. Существует шесть основных компонентов режима дня: сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность, игровая деятельность или отдых по собственному выбору, приемы пищи, личная гигиена.
Сон – это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь - Ц.Н.С. Физиологическая потребность в сне определяется уровнем работоспособности нервной системы. В период новорожденности, когда даже незначительные внешние раздражители оказываются сверхсильными, вызывая охранительное торможение, длительность сна – 16, 5 часов. Сон в это время – основное физиологическое состояние ребенка. В первый месяц жизни – сон беспорядочный, со второго месяца устанавливается суточный ритм сна: ночной сон – 10 – 11 часов, дневной – 6 – 6,5 часов, ребенок засыпает через каждые 1,5 – 2 часа. С 2 месяцев до 9 месяцев, у некоторых до 1 года 6 мес число периодов дневного сна снижается до двух. К 1,5 – 2 годам остается только один дневной сон продолжительностью 2,5 – 3 часа. С 3 до 6 – 7 лет дневной сон – одноразовый в течение 2 – 1,5 часов. Длительность ночного сна с 1 года до 7 лет - 10 часов 40 минут – 10 часов 15 минут.
С 8 лет сон только ночной продолжительностью: 8 – 10 лет – 10 часов, 11 – 14 лет – 9,5 – 9 часов, 15 – 17 лет – 9 – 8 часов.
Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий работоспособность и нормализующий функциональное состояние организма. До 1,5 лет пребывание на открытом воздухе – это дневной сон. С 1,5 лет в режим вводятся прогулки, постепенно заменяющие сон. К 2 – 3 годам у ребенка должно быть 2 прогулки в детском учреждении и одна - дома перед сном, при этом общая продолжительность пребывания на свежем воздухе – не менее 4,5 – 5 часов. В дальнейшем длительность прогулок сокращается и составляет у школьников младших классов 3,5 часа, средних – 3 часа, старших – 2,5 часа в сутки.
Учебные занятия – один из компонентов режима дня – в 1 – 1,5 года носят характер игры, очень непродолжительны (не более 10 мин), проводятся в ДДУ сначала индивидуально, а затем по группам. В 1,5 – 2 года в течение недели у ребенка должно быть 10 – 11 занятий продолжительностью 8 – 10 мин. два раза в день. В дошкольном возрасте повышается работоспособность, выносливость Ц.Н.С., усиливается процесс активного внутреннего торможения. В режиме дня дошкольников предусматриваются 20 – 30 минутные занятия, направленные на развитие речи, устного счета, двигательных навыков. Общим направлением развития учебных занятий в школе является совершенствование регулирующей функции коры больших полушарий, развитию абстрактного мышления. Учебные занятия школьников состоят из уроков в школе, занятий вне школы и выполнения домашних заданий (самоподготовка). Количество занятий в день, а также длительность урока и перемен регламентированы Уставом средней школы. Длительность приготовления уроков также регламентирована Уставом высшей школы и составляет в зависимости от возраста от 1 часа до 4 часов.
Игровая деятельность и отдых по собственному выбору – способствуют формированию у детей положительных эмоций. Время игровой деятельности в суточном бюджете времени детей раннего возраста увеличивается за счет сокращения продолжительности дневного сна. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5 - 5 часов. У школьников отдых по собственному выбору – 1,5 – 2 часа.
Приемы пищи и личная гигиена – обязательные компоненты режима дня. Они воспитывают гигиенические и культурные навыки. Питание организуется таким образом, чтобы промежутки между приемами пищи были не более 4 часов. В режиме дня на 4 приема пищи ( с мытьем рук перед и после еды, полосканием рта после еды, обучением пользования столовыми приборами, салфетками ) у детей отводится от 2 часов в 2 – 3 года до 1 часа 25 мин в 6 – 7 лет.
У детей школьного возраста на эти виды деятельности расходуется 3 – 4 часа в сутки (утренний, вечерний туалет, зарядка, водные процедуры, переодевание после уроков, прогулки, переходы, приемы пищи ). При этом завтракают дети дома, 2 завтрак – в школе, обед – в школе или дома, полдник и ужин – дома.
Таблица 1.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СУТОЧНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Сон.
В период новорожденности – сон беспорядочный - 16, 5 часов.
дневной сон: 1,5 – 2 года - 2,5 – 3 часа.
С 3 до 6 – 7 лет 2 – 1,5 часа.
Ночной сон: с 1 года до 7 лет - 10 часов 40 минут – 10 часов 15 минут.
С 8 лет сон только ночной :
лет – 10 часов, 11 – 14 лет – 9,5 – 9 часов, 15 – 17 лет – 9 – 8 часов.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.