14. Гигиенические требования к питанию детей .
Основная особенность детского организма в том, что очень высока интенсивность обменных процессов, необходимо не только возмещать энергозатраты, но и обеспечивать нормальные условия для роста и развития. Калорийность питания на 1 кг массы тела в 1,5 - 2 раза выше, чем у взрослого. Суточная потребность в энергии, количестве белков, жиров и углеводов представлена в таблице 8.
Суточный калораж у детей по приемам пищи должен распределяться следующим образом: у детей дошкольного возраста завтрак ( в 8 часов ) должен содержать 20 - 25% суточной энергетической ценности, второй завтрак ( в 11 часов ) – 15%, обед ( в 14 часов ) – 25 – 30 %, полдник ( в 17 часов ) 15%, ужин ( в 19 часов ) – 20 –25 %.
В школьном возрасте распределение суточного калоража следующее: – первый завтрак
( в 8 часов ) – 20 %, второй ( в 11 часов ) – 20%, обед ( в 15 часов ) – 35%, ужин ( в 20 часов ) – 25%. Последний прием пищи должен быть не позднее чем за 2 часа до сна.
Соотношение белков жиров и углеводов в питании детей должо быть1:1:3, только в старшем школьном возрасте - 1:1:4. Необходимо увеличение удельного веса в питании продуктов животного происхождения.
Таблица 8.
Рекомендуемые величины потребления энергии ( ккал/сут), белков, жиров и углеводов (г/сут) для детей и подростков
Возраст (лет) | Калорий ность | Белки | жиры | Углево ды | ||||||
|
| Всего | В т.ч. животные | всего | Вт.ч. раститель ные |
| ||||
1-3 | 1540 | 53 | 37 | 53 | 5 | 212 | ||||
4-6 | 1970 | 68 | 44 | 68 | 10 | 272 | ||||
7-10 | 2300 | 79 | 47 | 79 | 16 | 315 | ||||
Юноши | ||||||||||
11-13 | 2700 | 93 | 56 | 93 | 19 | 370 | ||||
14-17 | 2900 | 100 | 60 | 100 | 20 | 400 | ||||
Девушки | ||||||||||
11-13 | 2450 | 85 | 51 | 85 | 17 | 340 | ||||
14-17 | 2600 | 90 | 54 | 90 | 18 | 360 |
Особенности белкового питания - большее, по сравнению со взрослыми, количество белка на 1 кг веса. При этом количество животного белка – от 1 до 3 лет – 75% от суточной нормы, от 7 до 10 лет – 60 – 65%, старше – не менее 60%. Повышено количество молочных белков: в 1 – 5 лет – не менее 600 – 700 мл в сутки, в школьном возрасте – 400-500мл. Обязательно поступление с пищей условно незаменимых аминокислот – аргинина и гистидина ( факторы роста и развития); а также незаменимых аминокислот лизина и триптофана ( факторы роста). Необхъодимы: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца. Недостаток белка приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, эритропоэза. Избыточное поступление повышает интенсивность обмена веществ, увеличивает нагрузку на клубочковый и канальцевый аппараты почек.
Особенности жирового питания. Необходимо большее количество жиров на килограмм веса. Большая часть жиров – животного происхождения, в основном сливочное масло (легко усваивается, содержит фосфатиды и витамины). За счет жиров должно покрывается 30 – 40 % всей суточной энергетической потребности, из них 5 – 10 % должно быть растительных жиров.При увеличении растительных жиров отмечается задержка роста, недостаток витаминов А и Д. Смалец, сало, бараний и говяжий жир, маргарин, комбижир не рекомендуется использовать в питании детей дошкольного периода. В рационе школьников их содержание не должно превышать 20 – 25% от общего количества жира.
К особенностям углеводного питания. За счет углеводов у детей поставляется 55% суточной энергетической потребности. В связи с большой двигательной активностью и в 1,5 –2 раза более высоким основным обменом по сравнению со взрослыми, в рационе детей увеличивается количество незащищенных углеводов – до 1/3 от общего количества углеводов.
Особенности употребления минеральных веществ.. Учитывая рост костной ткани, детям нужно повышенное поступление кальция и фосфора. Оптимальное соотношение между ними у детей до 1 года – 1 : 0,8, у детей старше 1 года – 1 : 1. Необходимо достаточное количество магния – 12-13 мг/сутки. При этом соотношение между магнием, кальцием и фосфором – 1 : 4 : 4. Основной вид детских продуктов – молочные, не удовлетворяют потребнось в железе, поэтому в рационе необходимы продукты – источники железа (яблоки, гречневая каша).
Потребность в количестве воды в сутки зависит от возраста ребенка. До 1 года необходимо более 150мл/кг массы тела в сутки, в 1-3 года – 100мл/кг, 3 –7 лет – 60мл/кг, старше 7 лет – 50 мл/кг. Это количество воды должно поступать в виде питья, и с пищевыми продуктами.
Витамины. В связи с усиленным ростом, детям необходимо повышенное количество витаминов. Витамин А влияет на интенсивность роста скелета и функцию эндокринных желез. Витамин Д стимулирует рост, регулирует фосфорно-кальциевый обмен, способствует нормальному развитию и оссификации скелета. Витамин Е влияет на развитие организма ребенка, стимулирует развитие мышц, потребность в нем повышается во время заятий спортом и при физических нагрузках. Витамин С способствует нормальному развитию соединительной, костной тканей, образованию зубного дентина. Нужна искусственная витаминизация продуктов в зимне-весенний период. Опасны гипервитаминозы, которые могут возникать при передозировке витаминных препаратов. В частоности, при Д-гипервитаминозе возникает гиперкальциемия, отложение кальция во внутренних органах.
Особенности режима питания. Чем меньше ребенок, тем чаще приемы пищи: у дошкольника – не менее 5 раз, у школьников – 4 раза, промежутки 4 часа. По сравнению со взрослыми, рекомендуется более равномерное распределение калоража по приемам пищи в течение суток.Продолжительность отдельных приемов пищи следующая: на завтрак и ужин – 15-20минут, на обед – 20 –25 минут, полдник – 7 – 10 минут. Недопустимо, чтобы ребенок сидел за столом дольше, чем это необходимо для хорошего пережевывания и неторопливого употребления положенного количества пищи. Если это требование не соблюдается, то продлевается особенно утомительное для детей статическое состояние, способствуя формированию у них негативного отношения к еде и развитию анорексии нейрогенного характера.
Количество (объем) необходимой пищи, получаемой ребенком,должно соответствовать его возрасту и устанавливается за счет жидких блюд и гарниров.
Таблица 9
Масса суточного рациона в граммах | Возраст в годах | |||||
1 – 1,5 | 1,5 - 3 | 3 – 5 | 5 - 7 | 7 - 11 | 12 – 17 | |
1100 – 1200 | 1300 – 1400 | 1400 – 1500 | 1600 – 1800 | 1900 – 2300 | 2400 – 2700 |
Нарушения этого требования могут привесьти к функциональным отклонениям со стороны органов пищеварения.
Пища подается теплой, температура первых и вторых блюд - 50 С. Перед приемом пищи рекомендуется 30 – 35 минутный отдых (т. к. подвижные игры, спорт, прогулки снижают секрецию желудочного сока).
Необходимо помнить, что дети привыкают к новому режиму питания при поступлении в детские учреждения в течение 4 – 9 дней, в это время у них может ухудшиться аппетит и даже нарушиться пищеварение.
- Содержание темы занятия
- 2.Методы исследования в гдп
- Предмет и основные задачи гигиены детей и подростков.
- Основные задачи гдп
- 2. Методы исследования в гдп
- 3. Схемы возрастной периодизации детей и подростков.
- 4. Основные закономерности роста и развития организма детей и подростков
- Морфологические особенности растущего организма.
- 6. Физическое развитие детей и подростков и влияние на него внешней среды
- 7. Методы изучения физического развития
- 9. Методы оценки физического развития:
- 9.1. Метод индексов
- 14. Группы для занятий физкультурой
- 15. Определение уровня физического развития различных детских коллективов.
- Критерии таннера Для мальчиков
- Для девочек
- Оволосение на лобке – с 11 – 13 лет Менархе – 12,5 – 14 лет
- Показатели динамометрии и спирометрии у школьников Крыма
- Центильные ряды роста ( в см ) в зависимости от возраста / мальчики Крыма /
- Центильные ряды роста (в см) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды массы тела (в кг) в зависимости от возраста /мальчики Крыма /
- Центильные ряды массы тела ( в кг ) в зависимости от возраста /девочки Крыма /
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /мальчики Крыма/
- Центильные ряды окружности груди ( в см. ) в зависимости от возраста /девочки Крыма/
- Показатели биологического уровня развития мальчиков школьного возраста
- Физического развития детей и подростков
- Гигиенические требования к земельному участку дду.
- 2.Функциональное зонирование участка.
- 3. Гигиенические требования к групповой ячейке дду (планировка, микроклимат, освещение, вентиляция).
- 4. Гигиенические требования к детским игрушкам.
- 5. Гигиенические требования к одежде и обуви для детей.
- 6. Гигиенические требования к режиму дня детей в дду.
- 7. Определение готовности детей к обучению в школе.
- 8. Определение школьной зрелости по тесту Керна — Ирасека
- 9. Медицинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста.
- 11. Требования к оборудованию пищеблока, хранению продуктов и приготовлению пищи
- 12. Участие медицинских работников в организации питания в дду
- Тема№ 3. Гигиена школ содержание темы занятия
- 1. Гигиенические требования к месторасположению и площади школьного участка.
- 2. Гигиенические требования к планировке и застройке земельного участка, функциональное зонирование.
- 4. Гигиенические требования к основным функциональным группам помещений школы.
- Существуют учебные секции:
- 5. Гигиенические требования к классу.
- 6. Гигиенические требования к кабинетам. Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения.
- 7. Гигиенические требования к спортивному залу, рациональное построение урока физкультуры.
- 8. Гигиенические требования к школьной мебели.
- 9. Гигиенические требования к оборудованию школьных мастерских
- 10. Гигиенические требования к школьному расписанию уроков.
- Домашние задания
- 12. Организация медицинского обслуживания в школе.
- 13. Гигиенические требования к школам-интернатам.
- 14.Гигиенические требования к пту.
- 15. Врачебно-профессиональная консультация и профориентация в школе.
- 10. Режим работы на компьютерах.
- 11. Гигиенические требования к школьным учебникам и принадлежностям.
- Понятие о суточном режиме и его физиологических основах.
- 2. Пребывание на свежем воздухе
- 3.Учебная деятельность
- Игровая деятельность или отдых по собственному выбору
- Приемы пищи и личная гигиена.
- Понятие о двигательной активности.
- 3. Единицы измерения двигательной активности.
- 4. Гиподинамия. Причины, признаки, профилактика.
- 5. Основные причины, проявления и профилактика гиперкинезии.
- 7. Гигиенические требования к построению урока физкультуры.
- 10. Основные принципы закаливания
- 12. Организация закаливания в дду.
- 13. Организация закаливания в школе
- 14. Гигиенические требования к питанию детей .
- Гигиенические требования к питанию здорового ребенка первого года жизни при естественном вскармливании.