Контрольные вопросы
Что понимают под термином “энергозатраты человека”?
Какие Вы знаете методы определения затрат энергии человеком?
Какой из существующих методов определения суточных энергозатрат человека наиболее часто применяется на практике?
Из чего складываются суточные энергозатраты человека?
Что такое “специфически-динамическое действие пищи (или пищевых веществ)”?
Какова величина “специфически-динамического действия пищи”?
Что такое “основной обмен”?
Какова в среднем величина “основного обмена” у женщины, у мужчины ?
Какие факторы оказывают влияние на величину “основного обмена”?
Как отражается на величине “основного обмена” возраст человека?
Как отражается на величине “основного обмена” пол человека?
Как отражается на величине “основного обмена” температура окружающей среды?
Как отражается на величине “основного обмена” состояние здоровья человека?
Какие гормоны повышают величину “основного обмена”?
Какие гормоны понижают величину “основного обмена”?
В каких единицах оценивается величина “основного обмена”?
Что Вы понимаете под термином “нерегулируемые” энергозатраты?
Что Вы понимаете под термином “регулируемые” энергозатраты?
Как отражается на потребности человека в энергии его деятельность?
Что такое “энергетический баланс”?
Какова технология расчета фактических (валовых) суточных энергозатрат человека?
Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма белка?
Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма жира?
Сколько энергии выделяется при утилизации организмом одного грамма углеводов?
Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления белков?
Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления жиров?
Каков процент суточных энергозатрат человека должен компенсироваться за счет потребления углеводов?
В каких единицах оценивается энергетическая ценность белков, жиров, углеводов?
Как, зная суточные энергозатраты человека, можно рассчитать необходимое количество белков, жиров, углеводов для компенсации данных энергозатрат?
На какие группы делится население в существующей классификации труда по степени его тяжести?
Какие принципы заложены в существующую классификацию населения по степени тяжести труда?
Представители каких профессий составляют первую группу в классификации населения по степени тяжести труда?
Представители каких профессий составляют вторую группу в классификации населения по степени тяжести труда?
Представители каких профессий составляют третью группу в классификации населения по степени тяжести труда?
Представители каких профессий составляют четвертую группу в классификации населения по степени тяжести труда?
Представители каких профессий составляют пятую группу в классификации населения по степени тяжести труда?
На какие возрастные группы разделено взрослое трудоспособное население в классификации труда по степени его тяжести в зависимости от половой принадлежности?
38. Каковы энергозатраты студентов мужчин и женщин ?
ПРИМЕР ТЕСТА ДЛЯ контроля УСВОЕНИЯ (ВЫЖИВАЕМОСТИ) ЗНАНИЙ
Вопрос:
Сколько энергии выделяется при утилизации в организме 1-го грамма углеводов ?
Варианты ответов:
1.-1 ккал; 2.-2 ккал; 3.-3 ккал; 4.-4 ккал; 5.-5 ккал; 6.-6 ккал; 7.-7 ккал; 8.-8 ккал; 9.-9 ккал.
«____» ____________ 201 __ г.
Тема №2. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И КАЛОРИЙНОСТИ СУТОЧНОГО РАЦИОНА ЧЕЛОВЕКА ПО МЕНЮ-РАСКЛАДКЕ
Известно, что рациональное питание должно быть полноценным в количественном и качественном отношениях. Оно должно полностью покрывать энергозатраты организма и содержать все необходимые пищевые вещества в известных соотношениях.
Определить химический состав и калорийность пищевых продуктов и рациона питания можно различными способами. Наиболее точный - лабораторный метод, когда с помощью специальных реактивов, методик и современной аппаратуры определяют количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, микроэлементов в том или ином продукте (блюде).
Вместе с тем, существуют менее точные, но значительно более простые методы, которые, однако, дают достаточно близкие к лабораторным данным цифры - это расчетные методы с помощью специальных таблиц химического состава и энергетической ценности пищевых продуктов. В таблицах приведены сведения о процентном содержании белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов (усредненные данные многочисленных исследований) самых разнообразных продуктов. В некоторых таблицах содержатся сведения об аминокислотном, жирнокислотном и микроэлементном их составе. На практике для оценки адекватности питания суточным энергозатратам пользуются именно расчетными методами.
Характер питания изучается по меню-раскладке (перечню продуктов, входящих в состав блюд рациона с указанием их сырой массы - брутто-веса, т.е. мяса с костями, картофеля в кожуре, процента отходов при кулинарной обработке или нетто-веса).
Технология расчета состоит из следующих этапов:
1. Составление меню-раскладки по меню (перечню блюд суточного рациона).
2. Расчет нетто-веса продуктов (т.е., веса съедобной части продуктов), при этом для учебных целей процент отходов при кулинарной обработке можно принять следующий:
а) для мяса и рыбы - 2О% ; б) для овощей - 3О%.
Хлеб, крупы, макаронные изделия, жиры, сахар отходов практически не имеют, поэтому вес-нетто этих продуктов остается таким же, как вес-брутто.
Пользуясь табл. 1, для каждого приема пищи отдельно (завтрак, обед, ужин) определяют химический состав и калорийность всех продуктов, входящих в меню-раскладку. В частности, рассчитывают количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, микроэлементов и килокалорий (ккал).
Для удобства при расчетах полученные данные представляют в виде таблицы, при этом для белков выделяется две колонки - количество белков всего и, отдельно, для белков из продуктов животного происхождения (мясо, рыба, молочные продукты, яйца), как и для жиров - количество жиров всего и, отдельно, из продуктов растительного происхождения (растительное масло, хлеб, крупы, овощи и пр.). Результаты суммируют как по приемам пищи, так и в целом за сутки.
Для проверки правильности своих расчетов пользуются простым приемом, учитывая, что белки и углеводы при сгорании выделяют 4 ккал/г, а жиры - 9 ккал/г, суммируют общее количество белков и углеводов, полученную величину умножают на 4, а общее количество жиров умножают на 9, и обе цифры складывают. При этом результат должен совпадать с суммой энергетической ценности всех продуктов суточного рациона.
Таблица 1
Таблица химического состава и калорийности продуктов (на 100 г веса-нетто)
Наименование продукта | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Са, мг | Витамин “С”, мг | Ккал | Иод,* мкг/100 г |
Мясо | 18,6 | 16,0 | 0,9 | 9 | 0,7 | 220,0 | 6,9 |
Колбаса | 11,0 | 21,0 | 1,8 | 17 | - | 240,2 | - |
Рыба свежая | 17,0 | 2,2 | 0,4 | 40 | 1,5 | 89,4 | 460 (хек) |
Сельдь соленая | 7,9 | 2,8 | 0,4 | 80 | 0,8 | 58,0 | - |
Маргарин | - | 78,4 | - | 140 | - | 705,6 | - |
Масло растит. | - | 94,8 | - | - | - | 853,2 | - |
Молоко | 2,8 | 2,5 | 4,7 | 120 | 1,3 | 52,5 | 9,0 |
Сметана | 2,8 | 20,0 | 3,2 | 86, | 0,3 | 204,0 | 7,0 |
Кефир | 3,0 | 1,0 | 3,8 | 126 | 0,7 | 36,2 | 9,0 |
Творог | 16,7 | 9,0 | 2,0 | 164 | 0,5 | 155,8 | - |
Масло сливочное | 0,5 | 78,8 | 0,5 | 18 | - | 713,2 | - |
Сыр | 23,0 | 29,0 | - | 1000 | 1,6 | 353,0 | - |
Яйцо | 12,7 | 11,5 | 0,7 | 55 | 0,2 | 157,1 | 20,0 |
Хлеб черный | 4,7 | 0,7 | 39,2 | 40 | - | 181,9 | 4,5 |
Хлеб белый | 7,8 | 0,9 | 49,4 | 18 | - | 236,9 | 4,5 |
Мука | 11,7 | 1,8 | 64,3 | 32 | - | 230,2 | 1,5 |
Крахмал | 0,1 | - | 79,6 | 40 | - | 318,8 | - |
Крупы | 6,5 | 1,5 | 66,5 | 42 | - | 305,5 | 3,0 |
Макаронные изд. | 9,4 | 0,8 | 71,2 | 25 | - | 329,6 | 1,5 |
Картофель свеж. | 2,0 | 0,4 | 17,3 | 10 | 20,0 | 80,8 | 5,0 |
Капуста свеж. | 1,8 | 0,1 | 5,7 | 48 | 24,0 | 30,9 | 3,0 |
Капуста квашеная | 1,8 | - | 3,2 | 48 | 30,0 | 20,0 | - |
Свекла | 1,5 | 0,1 | 10,0 | 63 | 10,0 | 46,9 | 7,0 |
Кабачки | 0,6 | 0,3 | 5,0 | 15 | 23,0 | 26,7 | - |
Горошек зеленый | 5,0 | 0,2 | 13,0 | 26 | 25,0 | 73,8 | 8,0 |
Томаты | 1,1 | 0,2 | 3,8 | 14 | 25,0 | 21,4 | 2,0 |
Петрушка | 2,6 | - | 6,5 | 245 | 150,4 | 37,0 | - |
Лук | 1,4 | - | 9,0 | 31 | 10,0 | 41,6 | - |
Морковь | 1,3 | 0,1 | 8,4 | 51 | 5,0 | 39,7 | 5,0 |
Огурцы | 0,8 | 0,1 | 3,4 | 23 | 10,0 | 17,7 | 3,0 |
Фрукты свежие | 0,4 | 0,4 | 10,4 | 16 | 6,5 | 46,8 | 5,0 |
Сухофрукты | 2,1 | - | 51,2 | 8,5 | 8,0 | 213,2 | - |
Сахар | - | - | 98,9 | - | - | 395,6 |
|
* - в 100 г съедобной части продукта
Пример расчета
Завтрак - Меню: мясо жареное с картофельным пюре, хлеб, чай без сахара
Меню-раскладка: хлеб 2-й сорт - 2ОО г ; мясо - 1ОО г ; картофель - 2ОО г
Наименование продукта и его вес (брутто) | Вес (нетто) | Количество | |||||||
белков, г | жиров, г | углев., г | Са, мг | Вит С, мг | Ккал | ||||
Хлеб 2с, 200 г | 200 | 9,4 | – | 1,4 | 1,4 | 78,4 | 80,0 | – | 363,8 |
Мясо 100 г | 80 | 14,88 | 14,88 | 12,8 | – | 0,72 | 7,2 | 0,56 | 177,6 |
Картофель 200 г | 140 | 2,8 | – | 0,56 | 0,56 | 24,22 | 14,0 | 28,0 | 113,12 |
Всего |
| 27,08 | 14,88 | 14,76 | 1,96 | 103,34 | 101,2 | 28,56 | 654,52 |
Итого:
белков -27,08 г, из них белков животного происхождения-14,88 г, или - 54,95 %;
жиров - 14,76 г, из них жиров растительного происхождения -1,96 г, или - 13,28 %;
углеводов - 103,34 г;
кальция - 101,2 мг;
витамина ”С” - 28,56 мг;
энергоемкость рациона - 654,52 ккал.
- Раздел 2
- На практическом занятии студент должен:
- Контрольные вопросы
- На практическом занятии студент должен:
- Протокол самостоятельной работы студента
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Тема №3. Гигиеническая оценка адекватности питания
- Самостоятельной работы студента
- Заключение и коррекция данного рациона питания
- Рацион питания после коррекции
- Контрольные вопросы
- Тема №4. Методы исследования и гигиеническая экспертиза коровьего молока
- Основные пороки свежего молока и их возможные причины
- На практическом занятии студент должен:
- Протокол санитарной экспертизы и гигиенической оценки коровьего молока
- Заключение и рекомендации
- Тема №5. Методы исследования и гигиеничесКая экспертиза качества мяса
- Характеристика мяса свежего, сомнительной свежести и несвежего (гост 7269-79 "Методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести мяса")
- Определение аммиака в мясном экстракте
- На практическом занятии студент должен:
- Протокол санитарной экспертизы мяса
- Результаты исследования
- Заключение и рекомендации
- Контрольные вопросы
- Тема №6. Методы исследования и гигиеническая экспертиза качества муки
- Для характеристики органолептических показателей муки оценивают ее цвет, запах, вкус.
- Для характеристики физико-химических показателей проводят исследования влажности муки, ее кислотности, содержания клейковины, наличия посторонних примесей и зараженности амбарными вредителями.
- На практическом занятии студент должен:
- Протокол санитарного исследования и гигиенической оценки муки
- Результаты исследования
- Заключение и рекомендации
- Контрольные вопросы
- Тема №7. Методы исследования и гигиеническая экспертиза качества хлеба
- Физико-химические исследования
- Протокол санитарной экспертизы хлеба
- Заключение и рекомендации
- Тема №8. Методы исследования и гигиеническая экспертиза качества сухарей и галет
- Органолептическое исследование сухарей
- Физико-химические исследования
- На практическом занятии студент должен:
- Протокол самостоятельной работы студента
- Заключение и рекомендации
- Контрольные вопросы
- Тема №9. Методы исследования и гигиеническая экспертиза качества консервов и концентратов
- При проведении санитарной экспертизы концентратов оценивают:
- На практическом занятии студент должен:
- Протокол санитарно - гигиенической экспертизы качества консервов
- Заключение и рекомендации
- Протокол санитарно - гигиенической экспертизы качества концентратов
- Заключение и рекомендации
- Контрольные вопросы
- Тема №10. Пищевые отравления и их профилактика
- Основные принципы профилактики
- Немикробные пищевые отравления
- Расследование случаев пищевых отравлений
- На практическом занятии студент должен:
- Протокол самостоятельной работы студента
- Тема №11. Гигиена объектов общественного питания
- Сроки хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов
- Санитарно-гигиенические требования к технологическому оборудованию предприятий общественного питания
- Санитарно-гигиенические требования к кулинарной обработке пищевых продуктов
- Санитарно-гигиенические требования к мытью посуды
- Медицинские осмотры и профилактические обследования работников предприятий общественного питания
- На практическом занятии студент должен:
- Протокол
- Заключение, практические рекомендации
- Контрольные вопросы
- Тема №12. Основы санитарно-эпидемиологического контроля за питанием личного состава (л/с) в полевых условиях
- Состав общевойскового пайка:
- Набор продуктов суточного довольствия по общевойсковому пайку
- Состав сухого пайка
- На практическом занятии студент должен:
- Легенда
- Санитарно-гигиеническое обследование продовольственного пункта батальона протокол самостоятельной работы студента
- Контрольные вопросы
- Вопросы к итоговому по разделу «гигиена питания»
- Перечень литературы