18.5. Транспортировка пораженных и больных
Помимо правильного, грамотного и полноценного ухода и оказания первой помощи пострадавшим и больным огромное значение имеет своевременная и щадящая транспортировка их в соответствующее медицинское учреждение для оказания квалифицированной медицинской помощи.
После оказания первой помощи больной должен быть переложен на носилки или на щит из досок (при повреждении позвоночника рис.11). Укладывание на носилки производится очень осторожно, без тряски, чтобы не вызвать боли и ухудшения состояния ребенка.
Если при первом осмотре установлено повреждение кости или сустава, то до перекладывания на носилки необходимо фиксировать место поражения стандартной или импровизированной транспортной шиной, пользуясь подручным материалом (доски, палки, кусок фанеры и т.д.).
Способы транспортировки больных и пораженных зависят от числа лиц, оказывающих помощь, и от того, какие средства для транспортировки могут быть использованы. Порою сам больной заявляет, что он может передвигаться самостоятельно, но это категорически запрещается – при повреждении черепа и мозга, при подозрении на перелом позвоночника, тазовых костей и костей нижних конечностей.
При подозрении на серьезные поражения или заболевания (после потери сознания, подозрении на внутреннее кровотечение, «острый живот») больному нельзя даже позволять садиться.
Если состояние позволяет, надо помочь ему встать, не касаясь поврежденной части тела, для помощи при ходьбе сделать костыль из прочной палки длиной от подмышечной впадины до земли, надеть на её верхний конец ботинок или сапог больного.
При одновременном повреждении верхней и нижней конечностей костылем пользоваться невозможно, и тогда больного надо поддерживать со стороны повреждения. Когда пострадавший идти не может, его переносят.
Если оказывающий помощь один, он может перенести пораженного на руках или на спине – при условии, что пораженный в сознании и может держаться за шею или за пояс спасателя.
Самый простой и щадящий способ – переноска пораженного на руках перед собой, можно с помощью лямки или ремня, перекинутого через шею спасателя и подхватывающего, как петля таз больного (рис.12). Однако этот способ транспортировки не допустим для больных с повреждением позвоночника. О способе транспортировки таких пострадавших см. в главе: «Первая помощь при травмах и несчастных случаях».
Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, переносить лучше всего вдвоем на носилках.
При отсутствии носилок и полной невозможности сделать импровизированные больного переносят на руках.
Если больной в сознании и может сидеть, то двое спасателей поддерживают руками спину и ягодицы больного, а он охватывает руками их шею.
В положении сидя пострадавшего можно переносить на скрещенных в виде замка руках, при этом он охватывает спасателей за их шеи. Можно транспортировать в сидячем положении на доске, на палках с подложенной одеждой.
Зимой можно устроить носилки-санки из двух-трех пар лыж, скрепив их поперек досками или палками и покрыв ветками.
Необходимо выполнять определенные правила при ходьбе с носилками. Чтобы носилки не качались, спасатели должны идти ровно, не в ногу, короткими мелкими шагами, слегка сгибая колени. При переноске нужно следить, чтобы голова пораженного не оказалась ниже туловища и ног. По ровному месту и при спуске больного несут ногами вперед, а при подъеме на гору или на лестницу спасатель, идущий у головы больного, низко опускает носилки, а идущий у ног поднимает их или можно положить ручки носилок себе на плечи. При транспортировке необходимо всегда сохранять горизонтальное положение пораженного на носилках, только при обмороке нужно приподнять нижние конечности (для прилива крови к голове).
Транспортировки больных, находящихся в тяжелом состоянии (инфаркт миокарда, инфаркт легких, инсульт и др.) осуществляется специализированной бригадой в машине скорой помощи. В своей одежде без лишнего перекладывания и переодевания больного дома и в приемном отделении больницы доставляют в соответствующую палату. В палате перекладывают с носилок на постель с максимальной осторожностью. Таких больных ни в коем случае нельзя оставлять на дому, где им не могут быть применены соответствующие методы диагностики и лечения.
Таким образом, следует всегда помнить, что от качества и своевременности транспортировки больных и пораженных в значительной степени будет зависеть исход повреждения или заболевания.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях