5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
Стресс…Этот термин звучит теперь повсюду – на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.
Распространенная фраза «все болезни от нервов» трансформировалась теперь во «все болезни от стрессов». По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что этот процент должен быть удвоен. Но вот и другой факт: 30-50% всех посещающих поликлинику – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.
Вероятно, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и «бежать» от стрессов? Уезжать, по возможности из больших городов, поменьше уделять внимание тревогам и заботам, не ставить перед собой никаких серьезных целей? Может быть, просто нужно тихо жить, оберегая здоровье? Автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть полезным, что он способствует повышению сил организма, и даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни». Постоянный уход от стресса – это не выход, не «панацея» от всех болезней. Яркий пример тому жизнь пенсионеров: у тех, кто ведёт активный образ жизни, здоровье гораздо лучше, чем у тех, кто довольствуется спокойно-пассивным существованием.
Стресс и дистресс – это всего лишь новые названия давно известных явлений и состояний. В переводе с английского стресс обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. В значениях давление и напряжение оно обычно употребляется в технике; в жизни чаще обозначает давление обстоятельств в выражениях типа: »под гнетом нищеты», «под влиянием непогоды».
В литературу по медицине и психологии слово стресс попало в 1936 году, когда Ганс Селье опубликовал небольшую заметку под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Еще будучи студентом он обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют довольно таки сходное начало: общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, ломота и боли в суставах. Эксперименты показали, что не только инфекции, но и другие воздействия вызывают комплексы однотипных биохимических реакций.
Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он и назвал стрессом. Селье предположил, что любая потребность в перестройке требует неспецифической «адаптационной энергии», подобно тому, как различные бытовые предметы – обогреватель, холодильник, звонок или лампочка – дающие соответственно тепло, холод, звук, свет, зависят от одного общего фактора электроэнергии.
С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Например: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если через некоторое время окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет домой целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты обоих событий – горе и радость – совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое приспособление к новой ситуации – может быть даже одинаковым.
Стресс не всегда результат повреждения. Любая нормальная деятельность – игра в шахматы и даже страстные объятия – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Таким образом, несмотря на все отрицательное, что уже было сказано о стрессе, он не всегда приносит вред. Наоборот, при умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно. Эустресс (эу в переводе с греч. – хороший или настоящий) делает организм готовым к оптимальному режиму работы, т.е. рассматривается как положительная сила. Наиболее яркие примеры эустресса – состояние спортсмена перед стартом или исполнителя перед выходом на сцену.
Дистресс – это стресс, оказывающий вредное воздействие. Дословный перевод этого слова означает – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. Стресс спортсмена или музыканта может достигнуть такого высокого уровня, что от этого пострадает их выступление. Многие студенты на экзаменах переживают иногда столь сильный стресс, что это мешает им хорошо отвечать. Бывает даже что во время экзамена студент никак не может вспомнить нужный ответ, но как только он возвращает билет и выходит за дверь, тут же все вспоминается. Возврат билета как действие снижает уровень стресса, что позволяет снова нормально думать и сосредоточиться. Стресс также становится дистрессом, если он ведет к заболеваниям. Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии сильного стресса.
Различают физиологические и биологические стрессоры (факторы воздействия). К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, жара, холод и т.д.: к психологическим – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт и т.д. Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные и эмоциональные. Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Посмотрим это на примере градации степени тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные события оцениваются ими по шкале от 0 до 100 баллов, в соответствии с давлением, оказываемом на психику.
Смерть супруга 100
Развод 73
Разлад в супружеской жизни или разрыв 65
Смерть близкого члена семьи 63
Серьёзная травма или заболевание 53
Брак 50
Потеря работы 47
Выход на пенсию 45
Беременность 40
Сексуальные проблемы 39
Появление нового члена семьи 39
Изменения в финансовом состоянии 37
Приближение срока уплаты долга 30
Уход сына или дочери из родного дома 29
Поступление в школу или ее окончание 26
Смена привычек 24
Смена жилья (школы) 20
Смена отдыха 19
Перемена в общественной деятельности 18
Перемены в семье или привычном образе питания 15
Отпуск 13
Праздник 12
Проступок (штраф за проезд без билета) 11
Суть проблемы состоит в том, что общий показать степени тяжести суммируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к примеру, более 300 баллов в течение одного года, Вы можете оказаться перед опасностью серьёзных последствий, т.е. возможно депресии, возможно каких-либо психосоматических заболеваний (инфаркт, астма, аллергия и т.п.). Таким образом, если за год Вы успеете закончить учебу, устроиться на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребёнка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные события принесут Вам более 200 баллов. Если же в связи с перечисленными радостными событиями пострадает Ваш бюджет и Вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция (отсюда учение Г.Селье об «общем адаптационным синдроме», в котором он показал, каким образом стресс связан с постепенным истощением резервов организма, который старается приспособиться к новым условиям. Стресс как ответ организма включает сотни измеряемых физиологических изменений, которые Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС). Он разделил его на три стадии.
Стадия мобилизации или стадия тревоги. В ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям (увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам и т.д.). Для неё, в основном, характерны физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией и приводящие в состояние большей напряженности и беспокойства.
Если эта ситуация затягивается, то создается впечатление, что организм возвратился к своему нормальному состоянию, даже если его реакции не всегда адекватны. Это стадия сопротивления, во время которой организм, чтобы внешне оставаться в норме, продолжает расходовать имеющиеся у него резервы. На этой стадии стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессора.
Но резервы не безграничны, и если стресс продолжается, то вскоре они начинают катастрофически уменьшаться. Это стадия истощения, приводящая иногда к смерти, но чаще всего – к нервным срывам. Организм уже исчерпал свои функциональные возможности. Начинают включаться механизмы структурной перестройки. Иммунная система ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. Селье подчеркивал, что любой стрессор способен истощить организм. Люди в состоянии истощения страдают от полного упадка физического и психического здоровья.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях