3.4. Цивилизация и её негативные последствия
Развитие цивилизации предполагает совершенствование, подъём на более высокий уровень всех сфер деятельности человека: культуры, образования, науки, производства, социальных отношений, быта и так далее. Как показывает реальная жизнь, научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности труда, улучшению условий труда и росту благосостояния людей, но и таит немало опасностей. Эти опасности принято называть негативными последствиями.
Среди бесчисленных проблем, которые постоянно выдвигает жизнь есть такие, которые являются вечными спутниками цивилизации. Одна из них – противоречие между развитием цивилизации и природной средой. При этом сама природа не является только внешним окружением, оболочкой, в которой развивается общество. Общество – это органическая часть природы, а история человечества – часть истории природы. В отдельные моменты развития происходит накопление и обострение противоречий между природой и обществом. Это влечёт за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, приводящих к дестабилизации или разрушению социально-природной системы. Такие ситуации возникают или взрывообразно – вследствие технологических катастроф, или вызревают скрытно, принимая форму экологического кризиса, имеющего затяжной характер. Подобные кризисы обусловлены серьёзным загрязнением окружающей среды и подрывом потенциала природных ресурсов.
Противоречие между природой и деятельностью человека особенно остро ощущается в наше время. На земле накоплено такое количество ядерного топлива, которым можно взорвать планету.
Создав огромные технологические установки, люди не сумели в достаточной мере сделать их безопасными. Не позаботились также вовремя об утилизации производственных отходов. Поэтому мы являемся свидетелями (и даже участниками) крупных аварий на АЭС, нефтеперерабатывающих и химических предприятиях; на автомобильном, воздушном и железнодорожном транспорте. Как правило, эти аварии приобретают форму катастроф, в которых люди погибают или получают увечья. При этом происходит массивное загрязнение огромных территорий. Загрязняют окружающую среду и ежедневные выбросы в атмосферу вредных веществ предприятиями и транспортом. Так в г. Омске в 1999 году валовый выброс загрязняющих веществ составил 466,211 тыс. тонн. Значит, на каждого жителя города пришлось около 450 тонн вредных веществ.
Человек создал скоростные средства передвижения. И это благо. Однако и здесь мы сталкиваемся с негативными последствиями. В атмосферу вместе с выхлопными газами автомобилей и другого транспорта выбрасываются вредные вещества, отравляя не только природу, но и человека. В результате автокатастроф на дорогах в мире ежегодно гибнет более 300 тыс. человек, получают травмы около 8 млн. человек. Немало людей погибает при катастрофах на железнодорожном и воздушном транспорте.
Развитие цивилизации привело к загрязнению атмосферы, что уменьшило отражение тепловой энергии, получаемой от солнца. Возник, так называемый, парниковый эффект, который является причиной потепления на нашей планете с непредсказуемыми последствиями. В настоящее время мировым сообществом принимаются меры, направленные на уменьшение выбросов в атмосферу углекислого газа и твёрдых частиц, что должно уменьшить парниковый эффект. Положительного результата этих мероприятий можно ожидать только тогда, когда все промышленно развитые страны значительно уменьшат выбросы углекислого газа в атмосферу.
Человек создал совершенные средства связи и коммуникации. Появились радиотелефоны, осуществляющие связь через спутники земли. Многие люди нашей планеты пользуются глобальной аудио-видеосвязью через «Интернет». Наличие такой связи позволяет быстрее решать многие проблемы, в том числе и приходить на помощь людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях. Практически в каждой семье сегодня есть телевизор. У многих имеются видеомагнитофоны и всевозможные игровые приставки.
Однако данные блага цивилизации при всех их положительных качествах могут всё же наносить вред здоровью, если при производстве этих приборов и пользовании ими не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы.
С целью повышения урожайности сельскохозяйственных растений люди вносят в почву удобрения. Для уничтожения вредных насекомых применяют ядовитые химические вещества (инсектициды). Данные мероприятия и другие агротехнические приёмы позволяют получать более высокие урожаи. Но применение удобрений и инсектицидов имеет негативные последствия для природы и человека. Всё зависит от количества этих веществ. Когда в почву вносят большое количество удобрений, в растениях оказывается много вредных для человека веществ (нитратов).
Развитие химической промышленности позволило создать огромное количество материалов не встречающихся в природе: пластмассы, смолы, ткани и даже пищевые продукты. Синтетическими материалами люди покрывают не только интерьеры офисов но и квартир. Всё больше и больше одежды и обуви производится из синтетических тканей. Синтетические материалы красивы но не гигиеничны, то есть обладают массой свойств, отрицательно влияющих на здоровье человека. Прежде всего, надо отметить, что на многих синтетических тканях скапливается большой потенциал статического электричества. Оно вызывает у людей неприятные ощущения в виде уколов при разряде. Но более опасно электрическое поле, возникающее на синтетической одежде, тем, что способно извращать биополе организма, а значит и нормальное течение биохимических процессов. Большему отрицательному воздействию статического электричества подвержен молодой, растущий организм. Всех отрицательных последствий широкого использования полимерных материалов, в том числе и на будущие поколения, человечество ещё не осознало.
Создав машинное производство, человек освободил себя от тяжёлого физического труда. А некоторые из нас освободили себя от всякого физического труда. Это ещё одно негативное последствие цивилизации. Многие люди сегодня страдают недостатком движений (гиподинамией).
Можно ещё много приводить примеров в подтверждение того, что цивилизация на данном этапе её развития несёт не только позитивные, но и существенные негативные последствия. Страдает окружающая среда. Она уже не в состоянии самовосстанавливаться. В последние годы резко ухудшилось здоровье граждан России и значительно сократилась продолжительность их жизни, что видимо, связано также с социальными потрясениями.
Перед человечеством сегодня стоит труднейшая задача: как устранить негативные последствия цивилизации. Оно должно осознать, что существует реальная угроза существованию человека и планеты Земля.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях