5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
Проблемы управления психическими состояниями во время педагогической деятельности, их саморегуляции во время урока, умение находиться всегда в оптимальном состоянии являются чрезвычайно важными в учительском труде, от которых зависит продуктивность деятельности, профессиональная карьера и здоровье.
Часто очень мучительно, методом проб и ошибок идет процесс приобретения опыта управления своим психическим состоянием у молодых учителей. С годами у них стихийно вырабатываются собственные способы регуляции. Многие педагоги со значительным стажем для регуляции настроения перед уроком, перед работой используют такие методы, как самоприказы, отключения и переключение внимания, когда сознание удерживается в русле, далеком от травмирующей ситуации. Используется также самовнушение.
Приводим некоторые типичные способы саморегуляции и советы опытных педагогов (по группам отрицательных психических состояний):
1. Если у Вас плохое настроение и нет желания работать
«Держать себя спокойно, не показывать, что на душе, стараться улыбаться»
«Личное остается дома, школьное в школе»
«Стараться больше шутить, больше общаться»
«Плохое оставить дома, школьное в школе»
«Стараюсь перевести все на второй план, забыть, а на первое место ставлю урок»
«Если нет настроения или болеешь, при входе в класс об этом забыть, думать только о хорошем»
«…все внимание на детях, неприятности забываются…»
2. Негативные состояния на уроках. Раздражение
«Подавляю в себе»
«Перевожу в шутку и с шутки постепенно включаюсь в работу»
«Снимаю молчанием, смотрю в окно…»
«На столе стоит цветок, в состоянии раздражения или эмоционального напряжения начинаю ухаживать за цветком, успокаиваюсь»
«Изолирую себя от источника раздражения или делаю самовнушение: все хорошо, все спокойно, я совершенно спокойна»
«Считаю до 100, (чаще хватает до 10)»
«Стараюсь держаться, меняю тактику»
«После перемены, в начале урока, молчу, если не успокаиваюсь, делаю физкультминутку»
3.Если возникает злоба
«Когда возникает злоба, внушаю себе, что надо принимать людей такими, какие они есть»
«В этих случаях вспоминаю слова – найди причину в себе
«Пытаюсь вспомнить какой-нибудь смешной случай из детства»
4.При возникновении замешательства
«Замешательство возникает, когда задают неожиданные вопросы. Если не знаю, что сказать, говорю прямо, что отвечу в следующий раз»
«Стараюсь взять себя в руки. Если не получается, обращаюсь к друзьям, как быть?»
Саморегуляция состояний нервно-психического напряжения
«…снимаю с помощью бега, длительных заплывов после занятий»
«Нервы успокаиваю вязанием»
«Дома вожусь с рыбками»
Стараюсь больше шутить»
«Состояние беспокойства – тревоги снимаю тем, что пытаюсь выявить корни, исходя из них, меняю состояние»
«Отвлекаю себя каким-либо занятием…»
«Страх снимаю тем, что прорабатываю все минуты урока, слежу за речью, стараюсь правильно выразить свои мысли»
«Собираюсь, стараюсь все забыть, сосредоточиваюсь на материале и во время уроков все проходит».
Усталость, утомление, переутомление. Около 80% учителей отмечают у себя это состояние, особенно после 40-летнего возраста. Вот как регулируют это состояние опытные педагоги:
«Даю школьникам 2-3 задачи на самостоятельное решение. В это время смотрю
в окно, вспоминаю что-то хорошее, расслабляюсь, успокаиваю себя, потом
поворачиваюсь к классу и стараюсь улыбнуться, и мне сразу становится хорошо»
«При усталости я просто перестаю разговаривать 2-3 минуты, закрываю глаза и ни о чем стараюсь не думать, и вскоре чувствую себя прекрасно»
«Когда чувствую вялость, утомление, то шучу – устраиваю «пятиминутку» в виде загадок типа: «Как налить воду в бочку, чтобы больше воды попало?»
«Делаю паузу, физкультминутку для себя и детей»
«Умственную усталость снимаю физической работой, а физическую – слушанием музыки».
Таким образом, подобные способы психосаморегуляции должны осваиваться не только эмпирическим путём в период профессиональной деятельности, а еще во время обучения в педагогическом ВУЗе.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях