9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
В жизни может встретиться такая (или подобная ей) ситуация: человек сидит, разговаривает и вдруг внезапно теряет сознание. У присутствующих появляется естественное желание помочь ему, но они не знают, как это сделать. И, тем не менее, в случаях внезапной остановки дыхания и сердечной деятельности помочь пострадавшему могут только люди, рядом оказавшиеся в этот момент. Чтобы правильно это сделать, надо суметь оценить состояние пострадавшего и владеть приемами оказания первой помощи.
Как же оценить состояние пострадавшего? Если он побледнел, потерял сознание, но сохраняется дыхание (поднимается грудная клетка или подложечная область) и работает сердце (определяется пульсация на сонной артерии), то у пострадавшего обморок. В тех случаях, когда у него нарастает синюшность губ, кончиков пальцев, лица, надо думать о первичной остановке дыхания. Вторичная остановка дыхания наступает вскоре после остановки сердца. Лицо пострадавшего при этом имеет бледно-серый цвет.
Каковы причины внезапной остановки дыхания? Это, прежде всего непроходимость дыхательных путей, вызванная попаданием инородных тел, западением языка у лиц, находящихся в бессознательном состоянии; отеком и спазмом голосовой щели, при утоплении, сдавлением гортани извне. Внезапная остановка дыхания возможна также при поражении дыхательного центра электрическим током или молнией, отравлении снотворными или наркотическими средствами, при резком вдыхании сильно раздражающих и отравляющих веществ и т.д.
После остановки дыхания очень скоро прекращается сердечная деятельность, поэтому с оказанием помощи пострадавшему надо спешить. Если сердце у пострадавшего еще работает, то первая помощь будет заключаться в проведении искусственного дыхания.
Первая помощь при внезапной остановке дыхания
Прежде всего, надо осмотреть у пострадавшего полость рта и удалить инородные тела. Сделать это можно двумя пальцами, обернув их салфеткой или носовым платком. Уложить пострадавшего на ровную жесткую поверхность на спину. Освободить грудную клетку и живот от одежды. Под плечи положить валик и запрокинуть голову так, чтобы подбородок находился почти на одной линии с шеей. Подтянуть язык, если он глубоко западает. Перечисленные приемы позволяют создать лучшую проходимость воздуха в легкие.
Если под руками есть специальная s-обраэная дыхательная трубка, то искусственное дыхание лучше всего проводить с помощью этой трубки. Один конец ее вводят в рот, отодвигая им корень языка, а в другой - производят вдувание.
При отсутствии дыхательной трубки искусственное дыхание осуществляют изо рта в рот, а в случае повреждения ротовой полости - изо рта в нос. Перед этим на лицо кладут салфетку или носовой платок (с гигиенической целью). Одной рукой поддерживают нижнюю челюсть, выдвигают ее вперед и приоткрывают рот. Ладонью другой руки давят на лоб, а первым и вторым пальцами сдавливают нос, чтобы при вдувании воздух через него не выходил наружу. После этого оказывающий помощь плотно прижимает свои губы к губам пострадавшего и делает энергичное вдувание. При этом грудная клетка пострадавшего расширяется (вдох). Выдох у него происходит пассивно. Чтобы не мешать выдоху, оказывающий помощь после каждого вдувания должен повернуть свою голову в сторону. Искусственное дыхание обычно производят с частотой 12-14 в минуту.
У детей вдувание производят с частотой около 20 в минуту, а объем воздуха должен соответствовать возрасту, чтобы не повредить легкие. Практически объем вдуваемого воздуха можно определить по степени дыхательных экскурсий (движений) грудной клетки.
Если у пострадавшего недостаточно запрокинута голова, то воздух будет попадать в желудок, а не в легкие. Заметить это можно по увеличивающейся в размерах подложечной области. Если такое случилось, надо голову пострадавшего повернуть на бок и осторожным надавливанием рукой на подложечную область удалить из желудка воздух. После этого осмотреть полость рта, убрать из нее содержимое желудка, запрокинуть голову и продолжать искусственное дыхание.
Искусственную вентиляцию легких проводят до появления самостоятельного дыхания. Восстанавливается оно постепенно и в начале может быть недостаточным, поэтому еще некоторое время проводят, так называемое, вспомогательное дыхание: на высоте самостоятельного вдоха в легкие пострадавшего вдувают дополнительное количество воздуха.
Бывают, однако, и такие случаи, когда вначале останавливается сердце, а затем прекращается и дыхание. Клетки тканей и органов, лишенные кислорода и питательных веществ, начинают отмирать. Раньше других гибнут клетки головного мозга, как наиболее чувствительные к недостатку кислорода. При обычной температуре клетки коры головного мозга погибают, как уже ранее было сказано, через 4-6 минут после прекращения кровообращения в организме.
Если у пострадавшего констатировано состояние клинической смерти, необходимо на месте происшествия срочно провести комплекс реанимационных мероприятий - искусственное дыхание и наружный (непрямой) массаж сердца. С помощью реанимационных мероприятий пострадавшего можно спасти. Если самим и не удастся восстановить сердечную деятельность, то эти мероприятия позволят искусственно поддерживать кровообращение и дыхание до прибытия медицинского работника.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях