13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
Токсикомания – пристрастие к употреблению широкого, довольно беспорядочного и всё расширяющегося круга веществ, официально не относящихся к наркотическим, но способных воздействовать на психику.
К веществам, вызывающим токсикомании относят химические, биологические, растительные или лекарственные средства, которые вызывают явления привыкания, но республиканскими законодательствами и международными конвенциями наркотическими не признаются. При изменении их юридического статуса, а, именно, при признании их наркотическими веществами, люди, употребляющие эти средства, должны быть переведены в категорию наркоманов.
Большое место среди веществ, вызывающих токсикомании занимают некоторые снотворные и стимуляторы, а также ингалянты (летучие вещества, которые при вдыхании вызывают токсическое опьянение).
Токсикоманию могут также вызвать димедрол, анальгин, амидопирин, фенацетин, прием больших доз кофеина (кофе, очень крепкий чай). При этом, как правило, используются дозы в несколько раз превышающие терапевтические.
При длительном употреблении этих веществ возникает головокружение, головные боли, бессонница, кошмарные сновидения, судороги, перебои в работе сердца, сопровождающиеся тревогой, страхом.
В последнее время самой распространенной группой стали ингалянты (летучие вещества). Подростки доводят себя до состояния своеобразного опьянения, вдыхая различные летучие вещества – пары бензина, ацетона, пятновыводителей, разного рода технических растворителей, лаков, некоторых красок, жидкости для снятия лака. Это явление распространено в основном среди подростков.
Способы применения препаратов бытовой химии различны: вдыханием (так называемые «нюхачи»), аппликацией (воздействием через кожу). Наиболее распространено вдыхание паров бензина. Основное токсическое действие, видимо, связано с входящими в его состав ароматическими углеводородами – бензином, толуолом, ксилолами. Вдыхание в течение 5-10 минут вызывает раздражение верхних дыхательных путей, кашель, покраснение лица и особенно склер глаз. Зрачки расширяются, пульс учащается, нарушается координация движений. Затем возникает эйфория. Но повышение настроения не сопровождается заметным усилением двигательной активности. Если в этот момент ингаляция прекращается, то эйфория и другие признаки опьянения исчезают через 15-30 минут и сменяются вялостью, адинамией, головной болью, раздражительностью. Если же ингаляция продолжается, то постепенно на фоне оглушения возникают зрительные галлюцинации, часто устрашающего характера. К зрительным галлюцинациям могут присоединяться и слуховые галлюцинации. Спасаясь от мнимых преследователей и кошмаров, подросток может выпрыгнуть в окно. Существует и опасность передозировки, что может привести к тяжелому отравлению со смертельным исходом.
После прекращения ингаляции галлюцинации исчезают, отмечается головная боль, тошнота, вялость, апатия. Несколько часов может сохраняться запах бензина в выдыхаемом воздухе.
Хроническая интоксикация ингалянтами возникает, когда на протяжении ряда недель и даже месяцев ингаляции следуют одна за другой почти ежедневно. Её развитие ускоряется, если ингаляции продолжаются по несколько часов подряд или повторяются в течение дня. Те же явления могут развиваться при более редких (1-2 раза в неделю)., но в течение большего срока (несколько месяцев – год-два) злоупотреблениях.
Итогом хронической интоксикации становится довольно стойкий психоорганический синдром и симптомы токсического поражения ЦНС (энцефалопатия).
У таких подростков снижена потребность в учении, интересы отсутствуют, замечена эмоциональная тупость. Они медленнее и хуже ориентируются в окружающей обстановке, особенно в случаях, когда требуется быстрота реакции. У них резко падает способность усваивать новый материал, что служит причиной того, что они часто бросают учёбу. У одних преобладают нарастающая пассивность, вялость, медлительность, у других отмечается злобность, драчливость, агрессия по малейшему поводу.
Психологическое обследование таких подростков обнаруживает низкий интеллект. Но особенно выражены нарушения внимания, выявляется трудность сосредоточения, лёгкая отвлекаемость, неспособность долго удерживать внимание на чем-либо одном.
Токсическая энцефалопатия сопровождается жалобами подростков на головокружение, головные боли, плохой сон. Может появиться своеобразный симптом, свидетельствующий об изменениях нервной системы -–белые полоски на ногтях, нечто вроде «паспорта токсикомана».
При интоксикации бензином токсическое его действие на нервную систему особенно выражено. В несколько меньшей степени оно проявляется при злоупотреблении пятновыводителями.
Для хронической интоксикации бензином характерно также поражение печени и почек. Может развиваться малокровие. При злоупотреблениях пятновыводителями часто встречаются хронические бронхиты.
Наблюдения свидетельствуют о том, что у тех кто в подростковом возрасте злоупотреблял ингалянтами, в дальнейшем имеет высокий риск злокачественного течения хронического алкоголизма с быстрым развитием деградации личности, переходу к наркотическим веществам.
Следует обращать повышенное внимание на различные симптомы токсического опьянения у подростков. Был жизнерадостным, бодрым и вдруг – подавлен, заторможен. Или наоборот, меланхолического склада подросток непривычно эмоционален, слабо контролирует себя, чересчур подвижен. Возможна и такая картина: подросток необычно разговорчив, безудержно фантазирует, а видимых причин для повышенного настроения нет, в то же время отмечается непоследовательность мышления. А через некоторое время, после такого эмоционального фантазирования, заметна сонливость школьника, которая может перейти в неглубокий сон. Нельзя упускать из виду и такой признак как запах растворителя от рук, лица, одежды подростка. Этот запах держится довольно долго. Кроме того, врачи отмечают расстройства зрения у детей, употребляющих растворители.
Закона об обязательном лечении токсикоманий в настоящее время нет Большинство злоупотребляющих ингалянтами – дети и подростки до 16 лет, поэтому для их лечения требуется согласие родителей. После 16 лет требуется согласие самого подростка.
Для прекращения злоупотребления токсикоманическими препаратами иногда оказывается достаточным изолирование подростка от асоциальной компании. При сформировавшихся токсикоманиях лечение проводится в стационарных условиях – прежде всего с целью изоляции от асоциальной компании и возможности строгого контроля за поведением подростка. Лечение включает дезинтоксикацию и терапию психоорганического синдрома.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях