logo
Учебник по ОМЗ

13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании

Выше были изложены основные причины распространения наркомании. Опираясь на знание её причин, можно целенаправленно вести не только профилактику, но настоящую борьбу с этим страшным заболеванием.

В этой борьбе надо объединить усилия правоохранительных органов, средств массовой информации, педагогов, медицинских работников, родителей, религиозных и общественных организаций.

На сегодняшний день действенной борьбы с этой опаснейшей болезнью не ведётся.

Различают профилактику первичную (создание у ребёнка психологического иммунитета к ПАВ), вторичную (выявление и лечение больных наркоманией; предупреждение правонарушений), третичную (реабилитация больных наркоманией).

В профилактике наркомании и токсикомании исключительная роль принадлежит родителям и школе. Родители и учителя умелым воспитанием должны выработать у детей психологический иммунитет к наркотическому соблазну.

Те негативные черты личности ребёнка, которые впоследствии являются одной из существенных причин приобщения его к наркотикам, формируются в той семье, где родители не интересуются духовным миром своих детей, не хотят их понять. Не говоря уже о тех семьях, в которых родители – алкоголики.

Профилактическую работу со школьниками должны осуществлять и учителя, формировать у своих питомцев установку на здоровый образ жизни. Очень осторожно беседовать с детьми, не раскрывая технологии применения наркотиков и одурманивающих веществ, а обращать внимание ребят на последствия их применения на ярких, впечатляющих примерах.

В беседах, дискуссиях на данную тему педагогам-психологам надо пытаться закреплять у школьников позитивную «Я» – концепцию, то есть отношение к себе как к достойной и независимой личности, не нуждающейся ни под каким предлогом в одурманивании.

Надо также знакомить учащихся с законами, касающимися потребления алкоголя и наркотиков.

Немаловажное значение в профилактике наркомании и токсикомании играет организация досуга детей и подростков. Если дети будут заняты каким-то интересным творчеством, спортивными занятиями, то это поможет в формировании иммунитета к наркотическому соблазну.

Особое внимание учителя должны обращать на учащихся, входящих в группу риска (дети из семей алкоголиков и других неблагополучных семей, дети, имеющие психические отклонения личности и т.д.).

Важным моментом в профилактике наркомании и токсикомании является раннее выявление детей и подростков, употребляющих наркотические вещества, и своевременное их лечение.

При подозрении на употребление кем-то из школьников наркотических или токсических веществ надо поступать следующим образом:

  1. Разобраться спокойно в ситуации, уточнить.

  2. Сохранить доверие ребёнка (не кричать, не запугивать и т.д.).

  3. Оказывать поддержку.

  4. Обратиться к специалисту (сначала к психологу, психотерапевту, а при необходимости к врачу-наркологу.