14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
Начиная с древнейших времен, на протяжении ряда столетий в разных странах мира неоднократно возникали тяжелые эпидемии таких инфекционных болезней как чума, натуральная оспа, холера, сыпной тиф, дифтерия, брюшной тиф и другие. Но улучшалась диагностика, а затем становились понятными и пути распространения ряда инфекций, что вооружило людей научно обоснованными методами профилактики.
Вторая половина ХIХ века характеризуется рядом важных открытий в проведении борьбы с инфекционными болезнями. В частности, были открыты возбудители ряда инфекционных болезней, разработаны методы специфической (прививочной) профилактики многих из них.
Однако и в настоящее время проблема инфекционных заболеваний остается до конца не разрешенной.
Важнейшей особенностью инфекционных заболеваний является то, что непосредственной причиной их возникновения служит внедрение в организм человека вредоносного (патогенного) микроорганизма. Как правило, каждая инфекционная болезнь имеет своего специфического возбудителя. Роль возбудителя могут играть самые разнообразные патогенные микроорганизмы: бактерии (брюшной тиф, дизентерия, дифтерия, скарлатина, коклюш, менингококковая инфекция, чума, холера, туляремия, бруцеллез), вирусы (гепатит, ОРВИ, ветряная оспа, эпидемический паротит), простейшие (токсоплазмоз) и другие.
Другой характерной особенностью инфекционного заболевания служит её заразительность, т.е. способность передаваться от одного организма другому.
Источником инфекции является зараженный человек или животное (больные и носители). Инфекции, при которых источником заражения является только человек, называются антропонозами, в случаях, где источником является человек и животные, называются антропозоонозами. Выделяют четыре группы инфекций.
Кишечные инфекции
Механизм передачи: через рот (фекально-оральный). Антропонозы: брюшной тиф, паратифы А и Б, дизентерия бактериальная, эпидемический гепатит, холера. Антропозоонозы: бруцеллез, сальмонеллезы.
Инфекции дыхательных путей
Возбудители локализируются в слизистой оболочке дыхательных путей, откуда микробы, вирусы или их токсины распространяются по организму, вызывая те или иные поражения.
Механизм передачи: воздушно-капельный.
Антропонозы: грипп, корь, дифтерия, скарлатина, коклюш, оспа, натуральная оспа, оспа ветряная, менингококковая инфекция, полиомиелит, туберкулез. Антропозоонозы отсутствуют.
Кровяные инфекции
Они передаются через кровососущих переносчиков (комары, вши, клещи, блохи, москиты), а возбудители – микроорганизмы поступают после укуса непосредственно в кровь.
Антропонозы: сыпной и возвратный тиф, малярия.
Антропозоонозы: чума, туляремия, клещевой энцефалит.
Инфекции наружных покровов
Первичная локализация микробов – кожа и наружные слизистые оболочки (глаз, мочеполовых путей).
Механизм передачи – непосредственный или опосредственный контакт с больным человеком или животным.
Антропонозы: сифилис, чесотка.
Антропозоонозы: бешенство, столбняк, газовая гангрена, сибирская язва.
Путь передачи для каждой инфекции специфичен. При инфекциях, возбудители которых выделяются главным образом из организма с секретом слизистых оболочек носа, зева, глотки и верхних дыхательных путей, заражение происходит воздушно-капельным путем (корь, грипп, коклюш, дифтерия). При этих болезнях капельки инфицированного секрета слизистых оболочек выбрасываются в окружающую среду при непосредственном общении или прямом контакте здорового человека с источником инфекции. Например, дифтерия, скарлатина могут передаваться при поцелуе, бруцеллез – при уходе за животными, венерические заболевания – при половом контакте. Передача инфекции через зараженные объекты внешней среды, т.е. контактно – бытовым путем, возможна лишь при инфекциях, где возбудитель устойчив во внешней среде. Это кишечные инфекции, дифтерия, скарлатина, особо опасные инфекции (чума, холера, сибирская язва, туляремия, бруцеллез и др.).
Пищевой (алиментарный) путь передачи возбудителя характерен для группы кишечных инфекций (дизентерия, брюшной тиф, вирусный гепатит А, пищевые токсикоинфекции). Передача возбудителя через пищу может произойти при употреблении мяса больных животных (сальмонеллез, сибирская язва и т.д.), молока, молочных продуктов (бруцеллез). Инфицирование может происходить от больного человека или носителя при перевозке, хранении, продаже, приготовлении (кишечные инфекции), а также через тару, посуду, кухонное оборудование и через мух. Водный путь (кишечные инфекции) может произойти при употреблении воды для питья или попадании на поврежденную кожу (купание и др.). Передача возбудителя живыми переносчиками (трансмиссивный путь) наблюдается при малярии, чуме, сыпном и возвратном тифах, клещевом энцефалите и др. Возможно также внутриутробное заражение через плаценту от беременной женщины (краснуха, сифилис и др.).
Восприимчивость населения к инфекционным заболеваниям зависит от ряда факторов: возрастного состава, от степени иммунопрофилактики, условий внешней среды – социально-бытовых и природных. К природным факторам относятся климат и сезонность. Например, скарлатина почти не встречается в тропиках и субтропиках. При ряде инфекций выявляется зависимость от сезона. При кишечных инфекциях подъем заболеваемости наблюдается в теплый летне-осенний период, при воздушно-капельных – в холодный осенне-зимний, при бруцеллезе – весной и т.д.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях