logo
Учебник по ОМЗ

15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни

Психологи полагают, что все несчастные семьи несчастливы по-разному. Они обращают внимание на отклонения в детско-родительских отношениях, воспитании детей в неполных семьях и т.д., но почти нет исследований рассматривающих «нормальную» семью, её особенности, отношения, складывающиеся между ее членами, стиль воспитания детей и т.д.

«Нормальная семья» – понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создаёт потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

В человеческой культуре, в социальных нормах фиксируются идеальные нормативные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества.

По сему не всегда нормальная семья может считаться идеальной с позиции социокультурных норм, следуя которым живет та или иная общность людей.

В реальной жизни возникают, существуют и распадаются реальные, а не идеальные семьи.

Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супружескими отношениями. Неудовлетворённость в браке (сексуальная или связанная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии супружеских отношений, разводам, неврозам и т.д.

Источник проблем современной семьи ищут в сексуально-семейных дисгармониях, а средством их разрешения считают тот или иной вид психотерапии или психокоррекции супружеских отношений.

Основной причиной нарушения семейных отношений считается появление у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнёра, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их.

И вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не своё поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путём неосознанных подражаний поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него.

Ребёнок обучается будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того – опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу.

Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера (выбор может происходить по разным критериям – сходству или противоположности).

Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых приходят супруги. В противоположном случае возникает борьба за власть, непонимание, разводы, брошенные дети и т.п. Таков механизм социально-психологического воспроизводства структуры семьи.

Особое внимание уделяют психологи месту в структуре семьи, которое ребёнок занимал среди братьев и сестер.

К примеру, старший брат, у которого была младшая сестра, создает устойчивый союз с женщиной, у которой был старший брат. Комплиментарный брак является наиболее удачным (по статистике разводов). Наихудший прогноз у брака между супругами, которые были единственными детьми в семье. Замечено, что в том случае, если в родительской семье не было контактов со сверстниками, взрослые мужчина или женщина будут искать в партнёре черты отца или матери.

В случае брака по индеентичности, когда партнёры занимали одинаковое положение в родительской семье, они лучше понимают друг друга, но плохо сотрудничают. Им лучше работать в разных областях, иметь личную свободу, а детей воспитывать параллельно: сыновей – отец, дочерей – мать. Главная причина неудачной совместной деятельности – в ролевом конфликте. Оба партнёра были старшими в семье и желают принять руководящую роль. Удачное взаимодействие возможно лишь тогда, когда муж и жена каждый делает то, что другой делать не желает: если один посвящает время работе, то другой должен заниматься домашними делами;, если один планирует руководить, то другой должен взять на себя исполнительские функции и т.д.

В общем и целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:

1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношения супругов в родительской семье

2. За тем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях со старшими или младшими братьями и сестрами.

  1. На основе оценки сходства модели семьи они выбирают партнёра и

воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье.

К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа Э.Арутюнянц. По ее мнению существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребёнка в такой семье является способность легко вписываться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребёнка». Семья существует только для ребёнка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребёнка – к родителям). Существует «симбиоз» ребёнка и взрослого. В результате у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.

Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье – взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребёнка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребёнок, тем больше (?!) его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребёнком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям. Они плохо адаптируются в среде, построенной по «вертикальному» принципу, т.е. практически – ко всем социальным институтам.