13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
Наркомания – социально опасное психическое заболевание, проявляющееся болезненным пристрастием к приёму всё возрастающих доз наркотиков, приводящее к глубоким изменениям личности и нарушениям функций внутренних органов.
Как видно из определения, это заболевание вызвано болезненным пристрастием к наркотикам. А что такое наркотик?
Наркотики – это общее название наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, внесённых законодательством в список наркотиков, способных вызвать наркоманию. В настоящее время наркотические вещества иногда называют психоактивными веществами (ПАВ).
Наркотики были известны человечеству с древнейших времен. Они применялись в культовых обрядах, чтобы смягчить гнев богов. В древнекитайских рукописях есть упоминания о применении препаратов мака и других одурманивающих веществ. Археологические исследования указывают на то, что родиной наркотических веществ была Азия, где для их выращивания и по сей день существуют благоприятные условия.
В Европе в средние и более поздние века наркотики применялись исключительно с лечебной целью. В 1807 году из опия был получен алколоид морфин. Годом подлинного рождения наркомании как медицинской и социальной проблемы следует считать 1870-й год, когда был изобретён шприц, и стало возможным внутривенное введение наркотических веществ. Это связано с тем, что при внутривенном введении наркотика проявляется его самое быстрое и яркое воздействие на организм.
В настоящее время в соответствии с общепринятой классификацией наркотики делятся на ряд основных групп:
Препараты опия, получаемые из мака (опий-сырец, кокнар), его алколоиды (героин, морфий, омнопон, кодеин, дионин), а также препараты с подобным действием, полученные синтетическим путём (промедол, фентанил, бупренорфин).
Препараты индийской и южноамериканской конопли (гашиш и другие его названия: марихуана, анаша, шмаль и другие).
Стимуляторы ЦНС (фентамин, эфедрол, кокаин, первитин).
Галлюциногены (ЛСД – диэтиламид лизергиновой кислоты, мескалин, псилобицин).
Снотворные (калипсол, кеталар, метаквалон, нембутал, ноксирон, сомбревин).
В последние годы появилось много новых синтетических наркотиков, у которых наркотическая зависимость выражена даже сильнее, чем у героина.
Наркотики, применяющиеся в медицинской практике, называют наркотическими лекарственными средствами. Они обладают очень сильным обезболивающим эффектом. Введение их в организм позволяет предупредить болевой шок. Такое разовое или кратковременное введение в организм наркотического лекарственного средства оправдано и не вызывает, как правило, болезненного привыкания.
В последние 20-30 лет ХХ-го века возникла вспышка наркомании вначале в странах Запада, а с конца 80-х годов прошедшего столетия она стала стремительно распространяться в России и в республиках Советского Союза. Ради справедливости надо отметить, что и раньше в СССР наркомания была, но в основном в республиках Средней Азии и в определённых слоях населения (дети из, так называемых «сливок общества», заключенные и другие).
В настоящее время наркомания в нашей стране стала социальной болезнью. Наркотизации подверглись люди из всех слоёв населения, а не отдельных его групп.
Сегодня наркомания превращается в настоящую эпидемию. В 2001 году в нашей стране наркоманов было около 5 млн., а в мире – 194 млн. Каждый из них способен «заразить» ещё до 10 человек.
Как показывают исследования, 80% наркоманов – люди до 25 лет, и в последние годы наркомания «молодеет», то есть приобщаются к наркотикам всё в более раннем возрасте, даже в 10-11 лет.
Возникают вопросы: каковы же причины наркотизации такого огромного количества людей? Почему наркомания возникает в основном в молодёжной среде? Если серьёзно решать вопрос профилактики наркомании, то на эти вопросы надо обязательно найти ответы.
Причины наркотизации. На сегодняшний день основными причинами столь быстрого распространения наркомании надо назвать следующие:
Социальные (неудовлетворенность общественным устройством, отсутствие значимой идеи, падение моральных устоев в обществе, бездуховность, двойные критерии в идеологических и моральных вопросах, неуважительное отношение к человеческому труду, миграция населения, разрушение внутрисемейных связей).
Биологические (алкоголизм и различные личностные нарушения у ближайших родственников, травмы мозга и др.).
Микросоциальные (неполные семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, дефекты воспитания, влияние старших по возрасту и компании сверстников).
Психологические (несформированность высших эмоций, ограниченность интересов, отсутствие установок на общественно полезную деятельность, низкий внутренний контроль, психическая неуравновешенность, чувство внутренней напряженности, патологическое стремление к самоутверждению, эмоционально-волевой дисбаланс с расторможенностью влечений и нарушением психологических адаптивных механизмов).
Доступность наркотических веществ в связи с их широким распространением наркодельцами, получающими от их продажи огромные прибыли.
Распространение наркомании в основном в молодёжной среде связано со следующими причинами:
Любопытство, желание испытать неизведанное;
Неосведомлённость о последствиях употребления наркотиков;
Личностная незрелость, отсутствие психологического иммунитета к употреблению наркотиков, невозможность или нежелание противостоять наркотической среде;
Мода на употребление наркотиков;
Протест против опеки взрослых;
Подражание старшим, желание не быть «белой вороной»;
Желание пережить эмоционально приятное состояние («кайф»), красочно описанное сверстниками;
Усилить воздействие алкоголя;
Алкоголизм родителей и жестокость в семье;
Несостоятельность в учёбе.
По данным различных исследователей от 50 до 80% наркоманов при анкетных опросах сообщили, что в первый, второй и третий раз попробовали наркотики исключительно из любопытства, а потом уже не смогли или не пожелали остановиться.
Уже давно подмечено, что разные веянья и хорошие и плохие приходят к нам почему-то с Запада. Молодёжь очень подвержена различным веяниям моды. Какая-то неведомая сила влечёт их следовать моде на одежду, музыку, поведению в обществе, даже в идеологических симпатиях. Распространилось веяние моды и на употребление наркотиков. Если это наслаивается на неосведомлённость о последствиях их употребления, то очень скоро человек оказывается крепко привязанным к наркотику.
Здесь возникают ещё вопросы на которые надо ответить обязательно. Почему появляется тяга к наркотикам после первого опыта применения? Что мешает человеку прекратить приём наркотиков, если он этого захотел? Ответы на эти вопросы кроются в действии наркотика на организм.
Действие наркотических веществ на организм. Первый приём наркотика может вызывать неприятные ощущения (тошнота, рвота, головокружение, головная боль и др.). Это связано с защитной реакцией организма, вызванной токсическим действием наркотического вещества. При повторных приёмах защитная реакция ослабевает и на смену её приходит эйфория – психическое состояние, при котором усиливаются положительные эмоции (приподнятое благодушное настроение, беспечность, уход от действительных жизненных проблем). Это связано с тем, что наркотики раздражают рецепторы и нервные клетки головного мозга, так называемые опиаты. Ту область, где находятся опиаты, в нейрофизиологии условно называют «раем», банком положительных эмоций.
У психически здорового человека в повседневной жизни преобладают положительные эмоции. Он всегда стремится к получению положительных эмоций. Большинство людей получают их естественным путём (занятиями физическими упражнениями, водными процедурами, посещение театра, концертов, музеев, чтением книг, общением с друзьями, организацией праздников и т.д.), пополняя свой банк положительных эмоций.
Люди, употребляющие наркотические средства получают положительные эмоции не естественным путём, а через наркотик, погружаясь в состояние эйфории. Вот почему они хотят испытать это состояние ещё и ещё раз.
Но при этом под действием наркотика в определённых структурах ЦНС возникает патологический очаг возбуждения, который для своего поддержания требует новых порций наркотика. В это же время всякие другие желания подавляются. Возникает психологическая зависимость от наркотика. Она постепенно захватывает всю сферу психической деятельности человека. Эпизодическое желание ощутить наркотическое состояние переходит в постоянное и уже не остаётся свободного от этого периодов, когда человек способен отвлечься чем-то другим и на время забыть о наркотиках.
Такое состояние называют психологической зависимостью от наркотика. Это начальная стадия заболевания. Сроки её развития зависят от индивидуальных особенностей ЦНС, частоты употребления наркотика, вида наркотика и некоторых других причин. Так при приёме препаратов опия психологическая зависимость появляется в сроки от 2-3 недель до 2-3 месяцев, причем при приёме героина (а он в последнее время получил широкое распространение среди наркоманов) этот срок бывает ещё короче. При употреблении гашиша это время более продолжительно (до нескольких лет).
Если по каким-то причинам употребление наркотика прерывается (переезд в другую местность, сильное увлечение каким-то делом, что прекращает контакт с сообщниками), то явления психологической зависимости у некоторых лиц могут на какое-то время угасать.
В том случае, когда приём наркотика продолжается, все описанные явления закрепляются, усиливаются, и человек вдруг четко начинает осознавать, что обходиться без наркотика не может. Если он это осознал, то встаёт перед выбором: порвать с наркотиками или продолжать их принимать. Некоторые люди в этой ситуации пытаются бороться со своей страстью, сдерживать себя, даже обращаются за помощью. Большинство же из них продолжают «плыть по течению».
В последующем наркотическое вещество становится необходимым компонентом биохимических процессов в организме и он уже требует определённой (с каждым разом всё большей) дозы наркотика. При его отсутствии возникает тяжелое состояние - абстиненция, а на языке наркоманов – ломка, когда появляются боли во всём теле, особенно в мышцах. Их «сводит», «тянет», «крутит», настроение угнетённое, враждебно-злобное. Находясь в таком состоянии наркоман видит единственный выход из него – ввести себе наркотик. В поисках средств на приобретение наркотиков он может пойти на любые преступления.
По мере продолжения наркотизации происходит глубокое изменение личности, связанное с поражением ЦНС и серьёзные нарушения в деятельности всех органов и систем организма.
Последствия употребления наркотиков. Самым опасным последствием употребления наркотиков является психологическая и особенно физическая зависимость, когда человек оказывается полностью во власти наркотика.
Наркотическая зависимость может сформироваться за несколько месяцев и процесс деградации личности наступает в 15 раз быстрее, чем при алкоголизме. Многие из тех, кто начал принимать наркотики, желая покейфовать, закончили это «баловство» весьма печально.
Когда по какой-либо причине возникает период воздержания от наркотика у наркомана развивается описанное выше тяжелейшее состояние абстиненции, которое может толкнуть его к самоубийству.
У некоторых из них смерть может наступить от передозировки наркотика.
У женщин – наркоманок дети нередко рождаются с многочисленными уродствами или мертворождённые.
Из-за того, что наркоманы часто пользуются нестерильными шприцами и иглами, а также одним шприцом вводят наркотик несколько человек, у них бывают различные воспалительные процессы, заражение крови, заболевания гепатитом и СПИДом. Самой многочисленной группой людей, больных ВИЧ-инфекцией, являются наркоманы.
В связи с перечисленными последствиями употребления наркотиков наркоманы рано уходят из жизни, часто не доживая до 30-35 лет.
Если человеку специалистами поставлен диагноз наркомания, то вылечить его практически невозможно. Результатом лечения наркомана может быть только ремиссия (светлый промежуток в жизни больного наркоманией, когда он может обходиться без наркотика). Чтобы добиться ремиссии требуется сильное желание самого больного человека и очень длительное лечение. Продолжительность сроков ремиссии варьирует в широких пределах (от нескольких месяцев, до нескольких лет).
Признаки употребления некоторых наркотических веществ. В начальной стадии наркотической зависимости есть шанс вытащить человека из наркотического омута. Однако многие родители оказываются перед трагическим для них фактом, что их сын или дочь наркоман, слишком поздно.
Для того, чтобы вовремя заметить отклоняющееся поведение детей, связанное с употреблением наркотиков, надо знать признаки употребления наркотиков.
Эти признаки зависят от вида наркотика. Так после употребления гашиша (наиболее частый способ употребления – курение) появляется жажда, голод, сухость во рту. Появляется желание смеяться, прыгать, принимать вычурные позы. Среди веселья могут возникнуть приступы гнева, злобности. Появляются безудержные фантазии, иллюзии и слабые галлюцинации. Через несколько минут стадия опьянения переходит в стадию угнетения. В этой стадии появляются страхи. Лицо краснеет, зрачки расширены, руки дрожат, координация движений нарушена.
Подросток, употребляющий данный наркотик, становится замкнутым, раздражительным, нередко злобным, меняется круг его друзей. Появляются красные отёки под глазами, запах жжёных листьев. Кожа на кончиках пальцев обесцвечивается. В складках карманов можно обнаружить мелкие семена.
Люди, употребляющие гашиш, часто на этом не останавливаются и переходят затем к другим наркотикам, формирующим более сильную наркотическую зависимость, прежде всего к препаратам опия.
Опийная наркомания развивается быстрее. После приёма препарата (часто введением его в вену) человек становится вялым, благодушным, сонливым, не проявляет агрессии. Зрачки сужены, реакция их на свет вялая. Глазные яблоки как бы закатываются вверх и опьяневший с некоторым усилием держит глаза открытыми. Лицо бледное. Кожные покровы и слизистые оболочки сухие. Отмечаются жажда и хриплый голос.
Педагоги и родители подростка, употребляющего наркотики из группы опия, могут заметить, что он стал лживым, изворотливым, замкнутым. Вечерние прогулки становятся всё более регулярными и длительными, никакие уговоры не помогают задержать его дома. Появляется новый круг друзей. Из дома начинают исчезать вещи. В начальной стадии заболевания эти подростки мало спят, снижен аппетит.
По ходу поверхностных вен их рук появляются следы уколов, которые подростки стараются маскировать дополнительными царапинами. На одежде можно обнаружить следы крови, а в карманах – шприцы с иглами, обожжённые ложки и крышки от бутылок.
В любой ситуации при подозрении на употребление наркотика педагоги должны сообщить об этом родителям, а тем обязательно надо проконсультироваться по этому поводу у врача-нарколога.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях