8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
Родовой травматизм.
При патологических и быстрых родах возможны травмы новорожденного. Чаще всего бывают черепно-мозговые травмы, переломы ключицы, плечевой кости. Возможны повреждения плечевого нервного сплетения, так называемый "акушерский паралич". Если переломы костей у новорожденного быстро срастаются (в течение 7-12 дней) и не остается, как правило, деформаций, то последствия черепно-мозговой травмы могут быть тяжелыми. Может развиться заболевание центральной нервной системы – детский церебральный паралич. Опасно повреждение и плечевого сплетения, т.к. возможны последствия в виде частичного или полного паралича руки.
Профилактика родовых травм заключается в постоянном наблюдении врача в период беременности и выполнении всех его рекомендаций.
Травматизм у детей грудного возраста
Отличительной особенностью детей грудного возраста является незаконченность формирования центральной нервной системы (ЦНС), периферических нервов, всех органов и систем. В этом периоде у ребенка начинают вырабатываться первые условно-рефлекторные связи. Он входит в контакт с окружающей средой, начинает хватать руками предметы, брать их в рот, ползать и создает возможные условия возникновения повреждений.
Недостаточный уход за ребенком, невнимание взрослых приводят к повреждениям. Чаще всего у детей этого возраста встречаются ожоги, переломы, возможна черепно-мозговая травма. Могут быть и несчастные случаи (удушье). Вот наиболее частые ситуации, при которых происходят ожоги: опрокидывание на себя сосудов с горячей жидкостью, прикосновение к раскаленным предметам, опрокидывание взрослыми на детей сосудов с горячей жидкостью.
Несколько примеров:
Мать держа ребенка 7 месяцев на руках, снимает с электроплитки только что сваренную манную кашу. Ребенок опускает ручонку в кастрюлю с горячей кашей и получает ожог кисти.
- Мать сажает купать ребенка в ванну не проконтролировав температуру воды. Ребенок получает ожог ягодиц, промежности, бедер.
Черепно-мозговая травма у детей бывает при падении с кровати, кушетки, когда родители оставляют ребенка одного или поручают присмотреть за ним другому ребенку, более старшему по возрасту.
Единственными виновниками повреждений у детей грудного возраста являются взрослые, а чаще всего родители, которые обязаны организовать за ребенком уход, исключающий возникновение травм.
Травматизм у детей периодов раннего (1-3 г.) и первого (4-7 лет) детства
Среди пострадавших детей, поступающих в лечебные учреждения, десятую часть составляют дети в возрасте от 1 года до 3 лет.
Характерным для этого возраста является дальнейшее развитие различных систем организма, прежде всего ЦНС. Ребенок начинает ходить, осмысливать окружающую среду. Постепенно увеличивается запас его представлений. Многие его действия неосознанны и таят для ребенка опасность. Это один из самых опасных возрастов в смысле возможности получения травмы.
Многие предметы, которыми мы пользуемся в быту, опасны для ребенка. Это, прежде всего, относится к колющим, режущим предметам и стеклянной посуде. К сожалению, взрослые часто не думают, об этих опасностях и пренебрегают элементарными мерами предосторожности.
Как показывают статистические исследования, основную часть травм дети этого возраста получают в домашних условиях.
Какие же травмы встречаются у детей указанного возраста и в каких типичных ситуациях?
Чаще всего у них бывают ушибы и растяжения связочного аппарата. На втором месте - ранения мягких тканей. Затем переломы костей, ожоги, черепно-мозговые травмы.
Наиболее типичная ситуация, при которой дети получают травмы, это, как говорят, падение "на ровном месте". Дети нередко спотыкаются за игрушки, коврики, пороги, ножки мебели, собственную ногу. Падая, они могут повредить себе кожу на коленках, разбить нос. Могут получить и более тяжелые повреждения - выбить зубы, сломать кость.
Вот один из примеров, так называемых "домашних травм":
Андрей К., 2-х лет 9 мес., бежал по комнате, зацепился за телефонный провод и упал, проткнул карандашом, который он держал в рту, заднюю стенку полости рта. Ранение осложнилось тяжелым воспалительным процессов. С большим трудом мальчика удалось спасти.
К числу повреждений, встречающихся у детей в возрасте 2-5 лет, относится растяжение связок локтевого сустава. Происходит оно обычно тогда, когда родители или старшие дети неожиданно и резко тянут за руку ребенка вверх или в сторону. Это может случиться во время игры, а также при надевании или снятия одежды.
Вот характерный пример: Лена Н., 2,5 лет шла с мамой по улице. Мать держала девочку за руку. Лена уронила игрушку и резко нагнулась, чтобы ее поднять. Рука, за которую мать держала девочку, подвернулась в локтевом суставе. Девочка почувствовала резкую боль в руке и заплакала. Рука повисла вдоль туловища. В результате резкого движения у девочки произошел подвывих головки лучевой кости.
Следующая ситуация - падение детей с высоты. Падают дети с дивана, кровати, стула, стола, качелей, холодильника, подоконника, балкона и т.д.
Нередко родители прячут на шкафах и полках сладости, фрукты, игрушки. Дети, пытаясь их достать, ставят стулья на диваны, столы, взбираются на них и нередко падают, получают ушибы, переломы, а иногда и черепно-мозговую травму.
Все повреждения черепа и головного мозга у детей рассматриваются как серьезные. Во всех случаях, когда ребенок упал, ударился головой и после этого был вялый, бледный, отмечалась рвота, была кратковременная потеря сознания, необходим осмотр квалифицированного специалиста. Только врач может судить о тяжести повреждения, т.к. некоторые дети, несмотря на тяжесть повреждения, сразу после травмы могут чувствовать себя удовлетворительно, но в дальнейшем их состояние может ухудшиться и даже быть угрожающим жизни.
Случаются у детей и ожоги. Из общего числа детей, получивших ожоги, 30% составляют дети дошкольного возраста.
Чаще всего это ожоги жидкостями (супом, кипятком, киселем, кашей), возможны прикосновения к горячим предметам. Известны случаи, когда дети брали в руку горящую головешку из костра и получали ожоги. Нередко во время ингаляций, мытья ног, подмывания детей родители сами нечаянно их обжигают.
Ожоговая травма, захватывающая более 5% поверхности тела, может быть для ребенка данного возраста опасной для жизни.
У 20% детей 1-7 - летнего возраста бывают ранения. Чаще всего это повреждения какими-то острыми предметами. Но нередко бывает ущемленье пальцев кисти дверью в квартире, магазине, поликлинике. Случаются у этих детей травмы, связанные с наездом на них велосипедистов, автомашин.
Многие дети любят играть с мелкими предметами: пуговицами, бусами, значками, горошинами, булавками и пр. Нередко малыши засовывают мелкие предметы в ухо, нос. Не надо пытаться удалять эти инородные тела самим. Можно нанести серьезную травму.
Возможно попадание инородных тел в дыхательные пути (скорлупа, семечки, горошины и др. мелкие предметы). Часто это сопровождается приступами удушья. Иногда может пройти незамечено, а в дальнейшем проявиться тяжелым повреждением легкого. Если ребенок посинел, надо осмотреть у него полость рта. Возможно, что крупный предмет застрял в глотке. Его надо удалить пальцами. Застрявшее инородное тело в гортани можно попытаться вытолкнуть следующим образом: положить ребенка на свои колени животом вниз и опустить его голову, а затем сдавить снизу грудную клетку или сделать несколько резких ударов по спине.
Во всех подобных случаях необходимо вызвать машину скорой помощи или самим срочно доставить ребенка в ближайшую больницу.
Часто дети проглатывают вместо воды уксус, другие химикаты, травятся лекарствами, небрежно оставленными взрослыми.
В целях предупреждения попадания инородных тел в дыхательные пути и другие полости тела, а также отравлений, не надо оставлять на виду мелкие предметы, семечки, косточки, горох. Лекарства, химикаты и другие отравляющие вещества следует хранить в местах недоступных для детей.
Нередко детей кусают домашние животные, чаще всего собаки. Раны, нанесенные животными, могут быть глубокими и даже опасными для жизни.
Травматизм у детей второго детства (8-12 лет) и подростков
У детей в возрасте второго детства появляется самоконтроль и всебольшая координированность движений, растет сознательность.
После 11 лет начинается своеобразный переходный период от детского состояния к взрослому. Это очень подвижный, романтический период жизни. Подростку кажется, что он превзошел опыт окружающих его взрослых людей. У него появляется повышенный интерес ко всякого рода приключениям, а также стремление позабавиться, пошалить. Эти особенности объясняют стремление подростков производить различные эксперименты или играть с легко воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, что нередко приводит к тяжелым последствиям.
К 15-16 годам происходит наибольшее развитие логического мышления, появляется самокритичность, уравновешенность и число травм в этом возрасте снижается.
Если в дошкольном возрасте встречаются преимущественно бытовые травмы, то у школьников преобладают другие виды травматизма (уличный, школьный, спортивный).
У детей этих возрастных периодов встречаются все известные нам виды травм (ушибы, ранения, переломы, ожоги, черепно-мозговая травма и т.д.). Однако ожоги у них бывают в 2 раза реже, чем у детей раннего возраста, но количество переломов увеличивается. На первом месте среди прочих стоит уличный травматизм. Дорожно-транспортные повреждения у детей данного возраста бывают, как правило, тяжелые и число их с каждым годом растет. Вот характерные обстоятельства, при которых возможен этот вид травм: внезапное появление на проезжей части дороги в неположенном месте перед близко идущим транспортом, вход и выход через двери движущегося транспорта и др.
Получают дети травмы и при езде на велосипеде и мопеде. Чаще всего такие травмы получают подростки, не соблюдающие правил дорожного движения.
Если мы не в силах полностью избежать дорожно-транспортных травм у детей, то по крайней мере, необходимо значительно снизить число этих повреждений. С этой целью надо иметь в достаточном количестве игровые площадки и велосипедные дорожки, не оставлять на улице детей безнадзорно, обучать их правилам дорожного движения. К сожалению, взрослые порой сами их не соблюдают, показывая детям дурные примеры. Поэтому дети, копируя взрослых, считают, что выполнять правила не обязательно.
Принято выделять отдельно школьный травматизм, т.е. травмы, которые дети получают в школе на уроках и переменах. Анализ статистического материала показывает, что наибольшее число травм происходит во время перемен. Вот наиболее частые обстоятельства, при которых дети получают травмы на переменах: падения, удары о твердые предметы, неосторожные движения, ранения острыми предметами, падения с высоты, повреждения падающими предметами и пр. Падения чаще всего бывают с лестницы, когда дети скатываются по ней, а также падение со стула, подоконника.
В процессе занятий травмы чаще всего случаются на уроках физкультуры и в основном у учащихся 5-9 классов. В этом возрасте программой предусмотрены упражнения на снарядах. Если дети не имеют достаточной общефизической подготовки и на уроке неудовлетворительно организована "страховка", то возможны травмы.
Случаются травмы (ранения, переломы, повреждения глаз, ожоги и др.) на уроках труда, химии, физики. Чтобы избежать этих повреждений, надо неукоснительно соблюдать правила безопасности при проведении опытов и отработки практических навыков.
Возможны травмы у детей во время проведения в школе праздничных утренников, вечеров, новогодних елок, во время походов и выездов за город. При проведении указанных мероприятий необходимо предусмотреть меры осторожности, исключающие несчастные случаи.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях