Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
За последние годы в России произошло качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследованиям ННИ гигиены профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава России, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 50% имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 40% различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Заметно возросла заболеваемость, у подростков и школьников старших классов. Распространенность болезней, ограничивающих у них выбор профессии, достигает 30%. У учащихся с возрастом, растет частота нарушений органов зрения, опорно-двигательного аппарата, аллергических реакций, хронических заболеваний органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной системы. Продолжают регистрироваться у школьников, различные, острые инфекционные и паразитарные заболевания (дизентерия, сальмонеллез, гепатит А, энтеробиоз и другие).
Многие отрицательные факторы нездорового образа жизни («факторы риска») начинают действовать и проявляться уже в детстве, способствуют в дальнейшем возникновению и развитию не только острых инфекционных, но и хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ).
На сегодняшний день известно более 20 факторов риска способствующих развитию ХНЗ. К ним относят: избыточную массу тела, гиподинамию, острый и хронический психоэмоциональный стресс, пограничные формы артериальной гипертензии, курение, гиперхолестеринемию (повышение уровня холестерина в крови), несбалансированное питание (отсутствие необходимых, для организма человека питательных веществ или их избыток), злоупотребление алкоголем, психостимуляторами, наркотиками.
К основным ХНЗ относят болезни сердечно-сосудистой (артериальную гипертензию) дыхательной (трахеит, бронхит, бронхиальная астма), пищеварительной (гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки), эндокринной (сахарный диабет 1-2 типа, гипо- и гипертиреоз) систем, заболевания вызванные нарушением питания (гипо- и авитаминозы, дефицит белка, различных макро и микроэлементов ) и опухоли различных органов и систем.
О сохранении и укреплении здоровья школьников должны заботиться родители и педагоги. Учащиеся длительное время проводят в школе, сочетая учебу с занятиями в кружках и спортивных секциях. В этот период на растущий организм ребенка могут негативно повлиять масса отрицательных факторов внешней среды.
При анализе заболеваемости последних лет у детей школьного возраста в нашей стране первое место принадлежит болезням дыхательной системы: острые респираторные вирусные заболевания (ОРВИ), острые и хронические тонзиллиты и бронхиты, пневмонии. Последующие места занимают болезни пищеварительной, нервной, мочеполовой системы, болезни кожи. У детей и подростков с острыми и хроническими заболеваниями ухудшается не только физическое, но и психическое здоровье.
В результате снижения работоспособности, внимания, памяти у детей быстро наступает утомление, что приводит к ухудшению усвоения учебного материала.
Поэтому профилактике заболеваемости у детей и подростков большая роль принадлежит учителю. Он должен знать в совершенстве не только свой предмет, но и школьную гигиену, основы медицинских знаний. Это позволит предупредить возникновение тех или иных болезней у детей, а также обострения уже имеющихся хронических заболеваний.
Непременным условием успешной работы учителя в пропаганде здорового образа жизни, является тесный контакт с родителями учащихся.
Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития у детей школьного возраста острых и хронических инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также обострение имеющихся болезней подразделяют на первичные, вторичные и третичные.
Под первичной профилактикой заболеваний понимают систему социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предупреждение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды, способных вызвать патологические реакции. Следовательно, она направлена на предупреждение возникновения заболевания.
В первичной профилактике заболеваний у учащихся роль педагога заключается в пропаганде здорового образа жизни, правильной организации учебного процесса, создании хороших санитарно-гигиенических условий в школе (микроклимат в помещении, контроль за выполнением детьми правил личной гигиены, санитарно-гигиенический контроль за пищеблоком, возможность приема во время перемены горячих завтраков и т. д.).
Пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с раннего детства. За период обучения в школе дети должны быть приучены к выполнению правил личной гигиены, соблюдению режима дня. Особое место отводится педагогу в воспитании у детей любви к спорту, физической активности на свежем воздухе, сознательному отказу от вредных привычек, что будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья у подрастающего поколения.
Педагог должен воспитывать в детях сознательное выполнение правил личной гигиены. Они должны базироваться на знании основных инфекционных заболеваний и путях их передачи. Соблюдение правил личной гигиены предупредит развитие у школьников острых инфекций (дизентерии, сальмонеллеза, гепатита А), глистных инвазии (энтеробиоз, аскаридоз), грибковых поражений и паразитарных заболеваний кожи (эпидермофитии, микроспории, трихофитии, педикулеза, чесотки).
Существенным фактором сохранения здоровья детей является правильная организация режима труда и отдыха с учетом функциональных возможностей и степени зрелости растущего детского организма. Основное внимание надо обратить на соблюдение биоритмологических особенностей функционирования организма. Организм работает ритмично, что необходимо знать при планировании времени учащегося.
При составлении расписания необходимо учитывать фазы работоспособности, их дневную и недельную периодизацию. Строгий распорядок дня, ритмичная деятельность ученика (чередование умственного и физического труда) способствует профилактике умственного и физического утомления и переутомления. А неритмичная работа снижает внимание, память, вызывая психоэмоциональное напряжение, что является одним из главных фактором риска ХНЗ.
Одним из ведущих условий для правильного и гармоничного развития школьников является рациональное питание. Интенсивные процессы роста, являющиеся физиологической особенностью детей школьного возраста, свойственная им подвижность, значительное умственное напряжение обуславливают повышенную потребность в основных питательных веществах и энергии. Вследствие функциональной незрелости центральной нервной системы и ряда других органов и систем, высокой напряженности обменных процессов, растущий организм ребенка быстро реагирует на недостаток или избыток в питании тех или иных пищевых веществ. Несоблюдение правил рационального и сбалансированного питания, а так же ритма приема пищи приводит, прежде всего, к нарушению процессов адаптации, к ослаблению естественного и приобретенного иммунитета, нарушению функций различных органов и систем, и как следствие этого - замедление физического и психического развития. Нарушение питания является важным фактором развития различных хронических неинфекционных заболеваний. Педагогу необходимо помнить, что наиболее оптимальным для школьников является четырех – шестиразовое питание, включающее после второго или третьего урока (в зависимости от возраста) прием горячей пищи.
В подростковом возрасте формируются и закрепляются навыки и стереотипы поведения, во многом определяющие дальнейший образ жизни. Поэтому именно в этот период учителю совместно с родителями и медработниками, необходимо большое внимание уделять половому воспитанию и просвещению, а также добиваться сознательного отказа от вредных привычек. Это позволит сохранить у подростков не только физическое и психическое здоровье, но и нравственное, предупредит социальный психотравматизм.
Вторичная профилактика - это совокупность мер, направленных на пресечение и ранее выявление заболеваний, своевременное правильное их лечение с целью предупреждения осложнений и перехода в хроническую форму.
Вторичная профилактика соответственно тесно связана с первичной. Эффективность ее в значительной степени зависит от своевременного распознавания заболевания. Поэтому преподаватель должен знать основные признаки наиболее часто встречающихся болезней, и причины их возникновения, что позволит осуществить своевременное выявление больных детей с ранними формами патологии. Эта работа педагога должна проводиться в тесном контакте с родителями больного ребенка и медиками. Работая с детьми, имеющими отклонения в здоровье, учитель должен постоянно помнить, они первыми пострадают при несоблюдении санитарно-гигиенических норм в школе, неправильной организации учебного процесса, нарушениях режима питания, труда и отдыха. Педагог должен совместно с родителями этих детей способствовать привлечению их к занятиям физической культурой и спортом, своим примером пропагандировать доступные виды закаливания. Еще раз необходимо подчеркнуть, что здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек – существенный фактор работы педагога по предупреждению возникновения заболевания его осложнений и перехода в хроническую форму.
Третичная профилактика предусматривает восстановительное лечение детей с хроническими заболеваниями, чтобы предупредить инвалидность. Следовательно, роль учителя заключается в предупреждении обострения имеющихся у школьников хронических заболеваний внутренних органов, которые могут стать причиной инвалидности.
Третичная профилактика обязательно включает первичную профилактику, но некоторые виды закаливания и занятия спортом ограничиваются. В ряде случаев обучение больных детей целесообразно проводить на дому.
Профилактическое направление в отечественной медицине является приоритетным в последние, как минимум, 70-80 лет. Развитие этого направления в образовании вооружит учителя знанием о первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний, что позволит не только сохранить здоровье школьников, но и эффективнее осуществлять педагогический процесс.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях