12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
Зрительный анализатор состоит из периферической части (рецепторы сетчатки глаза), проводниковой (зрительный нерв) и центральной, расположенной в головном мозге. Глаз человека представляет собой оптическую систему, в которой можно выделить светочувствительный экран-сетчатку и светопреломляющие среды: роговицу, хрусталик, стекловидное тело.
В нормальном глазу, т.е. при нормальной его рефракции (преломляющей способности глаза), параллельные лучи света, идущие от предметов, после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке в области жёлтого пятна. При этом отмечается наибольшая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения (равна 1,0). Острота зрения 3-х месячного ребёнка составляет 0,001-0,005 нормы взрослого, в 6-ти месячном возрасте – 0,01-0,03 нормы, а к 3-4 годам острота зрения достигает почти нормальной величины взрослого. Световые лучи, воздействуя на светочувствительные клетки сетчатки (колбочки и палочки) вызывает в них нервное возбуждение, которое передаётся по зрительному нерву в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях мозга. В коре головного мозга происходит сложный процесс переработки возбуждений, в результате которого и рождается зрительное ощущение. Английский поэт В.Блейк сказал: »Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум».
Для хорошего зрения необходимо, чтобы преломляющие среды глаза были прозрачны и имели правильную сферическую форму, чтобы сетчатка, зрительные нервы и зрительные центры были здоровы и нормально функционировали.
Нарушение зрительного анализатора может быть обусловлено травмами и различными заболеваниями его аппарата: глаукома, конъюнктивит, катаракта, врождённое недоразвитие глаза или его частей (наследственное или вследствие влияния на плод различных вредных факторов). Нарушение зрительного анализатора бывает также при заболеваниях центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, отравлениях, нарушениях обмена веществ, поражениях желез внутренней секреции.
Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения у детей – близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, дальтонизм.
Близорукость (миопия). Название обусловлено тем, что близорукие держат рассматриваемый предмет близко к глазам, именно так они могут чётко различать детали предмета.
Механизм превращения нормального глазного яблока в близорукое достаточно ясен. При близорукости задний отдел глазного яблока как бы растягивается, сетчатка соответственно отодвигается, лучи света фокусируются в таком глазу впереди сетчатки. Близорукий глаз хорошо видит только близко расположенные предметы, удалённые предметы – как бы в тумане. Острота зрения такого глаза меньше 1,0.
Для того чтобы близорукий глаз мог видеть отчётливо отдалённые предметы, надо идущие от них лучи сделать расходящимися, что можно достигнуть, ставя перед глазом соответствующие по силе «рассеивающие» (вогнутые) линзы. Стекло, дающее ту степень расхождения параллельных лучей, которая требуется, чтобы фокус их оказался на сетчатке глаза, и будет выражать степень близорукости глаза.
Силу очковых стёкол выражают в диоптриях (одна диоптрия – преломляющая сила стекла с фокусным расстоянием 1 метр), в диоптриях выражают и степень близорукости. Близорукость слабой степени – до 3,0 диоптрий, средней степени – 3,0 до 6,0 и высокой – свыше 6,0 диоптрий.
При слабых и средних степенях близорукости при пользовании правильно подобранными очками зрение значительно улучшается и может достигать нормального. При высокой степени близорукости, особенно, при 10,0 диоптриях и более, с помощью очков нормальной остроты зрения достичь невозможно, поскольку острота зрения в данном случае связана не только с нарушением преломляющей лучи функцией глаза, но и развивающимися при этом анатомическими изменениями во внутренних оболочках глаза.
Близорукость может резко изменить поведение или даже характер ребёнка. Он становится рассеянным, быстро утомляется, прищуривается, ходит с низко опущенной головой, начинает горбиться. У ребёнка могут появиться жалобы на боль в глазах, головные боли, расплывчатость предметов перед глазами, часто появляются так называемые «летающие мушки» – мелкие сероватые точки, перемещающиеся при движении глаза и обусловленные мелкими помутнениями в стекловидном теле глаза. Поскольку дети держат предметы близко к глазам, им приходится сильно сводить их (конвергировать), что вызывает утомление внутренних прямых мышц глаза и развитие косоглазия.
Для борьбы с близорукостью и предупреждением её развития важно знать причины, способствующие развитию этой патологии.
Наиболее частые из них: продолжительная зрительная нагрузка с аккомодацией на близкие расстояния от глаз (чтение, письмо), работа у экрана видеодисплея, плохое освещение, мелкий шрифт, неправильная посадка за столом. В возникновении близорукости имеет и общее состояние здоровья ребёнка, его режим, питание (недостаток витаминов А, В2, В6, С, микроэлементов). Среди других причин близорукости надо отметить травмы, различные заболевания глаз и других органов, в частности сахарный диабет. Влияние всех этих моментов особенно сильно сказывается в школьном возрасте из-за большой податливости белочной оболочки глаз у детей и подростков.
В профилактике близорукости большое значение имеет устранение причин, способствующих её развитию. Необходимо следить, чтобы оптимальное расстояние между книгами, тетрадями и глазами ребёнка было 33-35 см, при этом нельзя сильно наклонять голову вниз. Необходимо достаточно естественное и искусственное освещение, правильное устройство столов (парт) и скамеек.
Стол должен быть наклонен, скамейка со спинкой, край сиденья вдвинут под край стола. Учебники должны иметь четкий шрифт. Необходимы перерывы в течение занятий, чтобы дать отдых глазам. Соблюдение правил гигиены зрения обязательно не только в школе, но и дома. Особенно вредно чтение в постели. Настольная лампа должна быть не менее 60 ватт, но и не слишком сильной, так как яркий свет вреден для глаз. Лампа должна находиться спереди или слева от глаз, чтобы на книгу не падала тень от ребёнка (при письме – тень от руки).
Детей с плохим зрением учитель должен направить к врачу и следить за тем, чтобы дети, которым выписаны очки, пользовались ими. Очки должны быть правильно подобраны (центры стекол должны совпадать с центром глаз, а дужки очков – плотно держаться за ушами). При постоянном перекашивании очков, сползании они могут принести вред. Эти дефекты следует быстро исправлять у оптика. Если соблюдаются гигиенические требования к органу зрения, близорукость может не прогрессировать в течение многих лет. Детям 6-7 лет, у которых есть даже небольшая близорукость, надо уменьшить зрительные нагрузки, больше уделять внимания физическому развитию, закаливанию, играм на свежем воздухе.
На состояние зрения оказывает влияние просмотр телевизионных передач. Дошкольникам рекомендуют смотреть телевизор не чаще 2-3 раз в неделю. Телевизор ставят на стол высотой 1-1,2 метра, стулья – не ближе 2 и не дальше 5 метров от экрана. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3-4 лет не более 10-25 минут, для детей 5-7 лет – не более 25-30 минут. Желательно за спиной ребёнка помещать источник света, что снижает утомляемость зрения.
При работе школьников с экраном компьютера через 25-30 минут возникает зрительное утомление. Поэтому после 25-30 минутной работы школьников с экраном дисплея рекомендуется 5-ти минутный перерыв для выполнения специальных упражнений, которые способствуют усилению кровообращения, снятию напряжения аккомодации и глазодвигательных мышц, способствуют уменьшению утомления зрения.
Эффективным средством профилактики и лечения близорукости являются специальные упражнения, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза в сочетании с общеукрепляющими упражнениями и здоровым образом жизни.
В домашних условиях рекомендуют следующую схему занятий: ходьба, движение руками и дыхательные упражнения для плечевого пояса, для наружных мышц глаза, для мышц туловища и ног, для внутренних мышц глаз, самомассаж глаз и шеи, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.
Тренировка наружных мышц глаз:
в положении сидя при неподвижной голове медленно перенести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно (повторить по 10-12 раз),
круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз),
частое моргание в течение 20 секунд.
Тренировка внутренних мышц глаз:
на стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром в 3-5 мм на расстоянии 30-35 см от глаз. За окном найти любой удаленный предмет и переводить взгляд то на метку, то на этот предмет.
Упражнения выполняют 2 раза в день. В первые два дня – в течение 3 минут, на 3-й и 4-й день – 5 минут, в последующие дни – 10 минут.
Если за 25-30 дней аккомодация не наладится, сделать перерыв на 10-15 дней, затем возобновить тренировки.
Для укрепления внутренних мышц глаза полезны тренировки с мячом: броски и ловля с передачей партнеру, броски в стенку, в мишень, в кольцо, игры в теннис, в бадминтон, волейбол.
Хорошо укрепляют мышцы глаза и следующие упражнения:
стоя или сидя расположить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, затем проделать то же, поменяв руки;
повторные зажмуривания глаз на 3-5 секунд, а также массирование век и быстрое моргание улучшают кровообращение;
легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1-2 секунд улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.
Дальнозоркость (гиперметропия) – это такое состояние глаза, когда лучи света, исходящие от предмета, проходя через прозрачные среды глаза, фокусируются за сетчаткой. Дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью. При этом близкие предметы воспринимаются расплывчатыми, неконтрастными. Удалённые предметы большинство дальнозорких людей видят хорошо.
Маленьким детям свойственна дальнозоркость (она отмечается у 95% новорожденных), у них переднезадний размер глазного яблока укорочен. Как правило, дальнозоркость с возрастом компенсируется ростом глаза, возрастающей силой преломляющих его сред глаза и не требует в большинстве случаев коррекции зрения. Лишь в сильной степени дальнозоркости ребёнку выписывают очки.
При дальнозоркости у детей наблюдается утомление глаз, головная боль (тупая боль в области лба и около глаз), чувство давления в глазах, буквы при чтении сливаются. Перерыв в зрительной работе обычно устраняет эти ощущения, но при возобновлении занятий они возникают снова, что связано с перенапряжением и утомлением аккомодационной мышцы, увеличивающей кривизну хрусталика, а тем самым и его преломляющую силу.
Среди различных форм нарушения зрения у взрослых на долю дальнозоркости приходится около 50%. С возрастом происходит уплотнение хрусталика. Он становится все менее эластичным и постепенно теряет способность изменять свою форму. Соответственно уменьшается и преломляющая сила хрусталика. Её уже недостаточно для ясного видения близких предметов. Глаза быстро устают, книжный текст становится нечетким, появляется потребность отодвинуть книгу подальше от глаз.
Для коррекции дальнозоркости применяют выпуклые стекла, усиливающие преломляющую способность хрусталика. Назначение очков особенно необходимо при утомлении глаз, при наклонности к косоглазию, а также при уже развивающемся вследствие дальнозоркости косоглазии.
Астигматизм – аномалия рефракции, при которой преломляющая сила оптической системы глаза различна в разных меридианах, вследствие чего лучи, исходящие из любой точки пространства не дают на сетчатке точного фокусного изображения, а значит страдает острота зрения. Эта сложная аномалия зрения чаще всего имеет врождённую причину. Корригируется с помощью очков со специальными линзами.
Косоглазие. Это не только неприятный косметический недостаток, но и серьёзный недуг, который ведет к нарушению зрительного восприятия окружающего мира. Косоглазие возникает при неправильном от рождения или нарушенном в течение жизни строении оптической системы одного или обоих глаз (дальнозоркость, близорукость), а также при нарушении согласованного движения обоих глазных яблок, осуществляемого глазодвигательными мышцами. При этом совместное (бинокулярное) зрение страдает, предметы перед глазами начинают расплываться, двоиться, нет четкого изображения. Стремясь найти для глаз такое положение, при котором предметы были бы четко видны, ребёнок начинает косить.
Сначала такое косоглазие бывает заметным только при утомлении, в дальнейшем оно может усилиться и стать постоянным. При этом острота зрения косящего глаза резко снижается. Обычно косоглазие появляется рано, на 2-3 году жизни, иногда становясь заметным после испуга или тяжелой болезни. Косоглазие может быть сходящимся (при дальнозоркости), постоянным или периодическим. У одних детей может косить один глаз, у других – попеременно то правый, то левый глаз.
Для выявления косоглазия можно воспользоваться очень простым тестом с двумя карандашами, предложенным Рейнека. Ребёнку дают заточенный карандаш и просят его, смотря двумя глазами опустить кончик карандаша на кончик другого заточенного карандаша, который держат в горизонтальном положении. При наличии косоглазия совместить концы карандашей ребёнку не удается.
В начальных стадиях косоглазие можно полностью вылечить, поэтому важно своевременно обнаружить его и показать ребёнка врачу. Это важно еще и потому, что при возникновении косоглазия в одном глазу ребёнок, независимо от своей воли, всю зрительную нагрузку переносит на здоровый глаз, при этом больной глаз постепенно атрофируется.
Лечение косоглазия начинается с назначения ребёнку очков даже в 1-2-х летнем возрасте.
Для правильного подбора очков в течение 10 дней в оба глаза закапывают лекарство, расширяющее зрачок и позволяющее точно определить степень нарушения зрения. Воспитателю, преподавателю необходимо знать, что в течение этого времени и следующих двух недель после введения лекарства ребёнок плохо видит вблизи, не переносит яркий свет, ему нельзя рисовать, читать, вышивать, играть в игры, связанные с рассматриванием мелких предметов. Выписанные очки дети должны носить постоянно, снимая их только при умывании и перед сном. При отсутствии эффекта от консервативного лечения через 1,5-2 года делают операцию До и после операции проводят специальные упражнения на приборах для восстановления функции больного глаза.
Дальтонизм. Исключительно важной является способность органа зрения различать разнообразие цветовых оттенков.
Цветоощущение зависит от наличия в центре сетчатки 3-х видов колбочек – фотоактивных элементов, чувствительных к красному, зеленому и синему цветам. Возбуждение одного вида колбочек дает ощущение основного цвета. При равном раздражении всех трех видов колбочек возникает ощущение белого цвета. Многообразие цветовых тонов и оттенков возникает при оптическом смешивании трех основных цветов. Способность детей различать цвета формируется постепенно. Так, у девочек до 14 месяцев и у мальчиков до 16 месяцев отмечается полное невосприятие цветов. Становление цветоощущения происходит следующим образом: девочки воспринимают красный цвет в 14 месяцев, зеленый цвет в 16 месяцев, синий – в 18 месяцев, а мальчики воспринимают каждый цвет на 2 месяца позже. Далее до двух лет происходит резкое повышение цветоощущения, после чего оно нарастает медленнее. Заканчивается формирование цветового зрения у девочек в 7,5 лет и у мальчиков – в 8 лет.
Для развития цветового зрения детям раннего возраста следует подвешивать яркие игрушки (в коляске, кроватке) на расстоянии 35-50 см от глаз. При нарушении цветоощущения на занятиях рисованием или в игре ребёнок путает цвета.
Если ребёнок длительное время путает цвета, его следует показать окулисту. Нарушение цветового зрения может быть врожденным и называется дальтонизмом, по имени английского ученого Джона Дальтона, страдавшего нарушением восприятия красного цвета и описавшего это явление.
Дальтонизм передается по наследству и сохраняется в течение всей жизни, при этом оба глаза страдают одинаково. Приобретенные нарушения цветоощущения развиваются при некоторых заболеваниях глаз и центральной нервной системы: таких, как опухоли, травмы, глаукома, атрофия зрительного нерва. Нарушение цветового зрения встречается в основном у лиц мужского пола.
В зависимости от места и степени поражения рецепторного аппарата, воспринимающего цвета, нарушается восприятие красного, зеленого или синего цвета. При этом слепые на красный цвет путают его с зеленым, не воспринимающие зеленый цвет путают его с красным или синим цветом.
Цветовое зрение у ребёнка можно развить, давая ему игрушки разного цвета и яркости. Следует помнить, что чем раньше будут выявлены нарушения зрения у детей, тем их легче лечить.
Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 лет, следующие – в 3-4 года и в возрасте 6-7 лет перед поступлением в школу.
Как уже отмечалось, причиной нарушения функции зрительного анализатора у детей могут быть заболевания глаз. Рассмотрим некоторые из них.
Глаукома врожденная (гидрофтальм) – повышение внутриглазного давления. Заболевание вызвано внутриутробной патологией, при этом повышение внутриглазного давления приводит к растяжению наружной оболочки глаза, глазное яблоко значительно увеличивается в размере.
Гидрофтальм обнаруживается сразу после рождения ребёнка или чаще на первом году жизни. Основные симптомы заболевания: светобоязнь, помутнение роговицы, атрофия радужной оболочки. Повышенное внутриглазное давление (иногда до 50 мм рт. ст.) приводит к атрофии нервных волокон зрительного нерва, что прогрессивно снижает функцию глаза и может привести к слепоте.
Глаукома приобретенная встречается чаще после 40 лет. Она развивается в результате сложных, еще недостаточно изученных изменений как в самом органе зрения, так и в общем состоянии организма, когда нормальный процесс циркуляции жидкостей в глазу нарушается, что ведет к повышению внутриглазного давления. Повышение внутриглазного давления у детей до 3-5 лет приводит к растяжению глазного яблока, то есть картине гидрофтальма. У более старших детей увеличение размера глаза не наблюдается, однако повышенное внутриглазное давление может привести к снижению зрения и полной слепоте. При подозрении на врожденную или приобретенную глаукому ребёнка необходимо срочно направить к окулисту.
Катаракта (помутнение хрусталика). Встречаются врожденные и приобретенные катаракты. Основным симптомом заболевания является расстройство зрения, различное по интенсивности, которое зависит от места расположения помутнения и степени его выраженности. Врожденные катаракты чаще бывают двусторонними, иногда комбинируются с другими пороками развития глаза, как правило, не прогрессируют.
Приобретенные катаракты бывают травматическими, в результате механического повреждения хрусталика или могут развиваться при заболевании глаз (глаукома) или всего организма (диабет). При значительном снижении остроты зрения и отсутствия у ребёнка возможности читать рекомендуется хирургическая операция.
Конъюнктивит – воспаление слизистой оболочки глаза. Причиной может быть аденовирусная, пневмококковая инфекция. Предрасполагающие факторы – повреждение, охлаждение конъюнктивы, заболевание носа. Основные симптомы: чувство жжения и резь в глазах, ощущение инородного тела в глазу. Наблюдается покраснение конъюнктивы различной интенсивности и локализации, отек ее, возможны отдельные кровоизлияния в конъюнктиве и склере. Отмечается обильное слизисто-гнойное отделяемое из глаз. Течение заболевания острое от 1 до 3 недель. При появлении у ребёнка данных симптомов необходима консультация окулиста для уточнения диагноза и назначения лечения.
Ячмень – гнойное воспаление волосяного мешочка сальной железы у корня ресницы. Причиной заболевания является занос инфекции при трении глаз руками, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости организма.
На ограниченном участке века появляется болезненная припухлость, гиперемия, отек кожи и конъюнктивы век. Может повышаться температура. На 3-4 день у корня ресницы появляется гнойник, который вскрывается с выделением гноя. Иногда ячмени могут рецидивировать, а в некоторых случаях повторяются в течение нескольких месяцев. Выдавливание гноя противопоказано ввиду возможности распространения инфекции в полость черепа. Для лечения ячменей рекомендуют: УВЧ-терапия, витаминотерапия, малоуглеводистую, преимущественно овощную диету, общее ультрафиолетовое облучение, закаливание организма.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях