logo
Учебник по ОМЗ

19.10. Первая помощь при острых отравлениях

Отравлением называют такое состояние организма, которое возникает при воздействии на него ядов, способных даже в очень малых концентрациях вызывать тяжелое поражение тканей и органов.

Причинами отравлений чаще всего бывают случайные попадания ядов в организм. Возможен и преднамеренный прием этих веществ, особенно в подростковом и юношеском возрасте с целью самоубийства (суицидальная попытка) или с парасуицидальной целью отравления, то есть желанием вызвать к себе сочувствие, продемонстрировать этим действием свой протест.

В домашних условиях бывают отравления лекарственными средствами, недоброкачественными или отравленными продуктами, предметами бытовой химии, ядовитыми растениями, грибами, газами. Возможны отравления и аварийно химически опасными веществами (АХОВ), такими как хлор, аммиак и другими. в результате техногенных аварий.

Дети и подростки могут получать отравления при употреблении алкоголя, наркотиков, при вдыхании паров бензина и других ароматических веществ.

Проникать в организм яды могут через дыхательные пути, слизистые оболочки. Но чаще всего они попадают в организм через желудочно-кишечный тракт.

Механизм воздействия ядов зависит от их вида и проникновения в организм.

Признаки отравления зависят от вида, количества попавшего в организм ядовитого вещества и путей его проникновения. Так снотворные вещества, алкоголь, наркотики прежде всего действуют на центральную нервную систему. Угарный газ нарушает снабжение организма кислородом. При отравлениях метиловым спиртом бывают нарушения остроты зрения, а при отравлении фосфорорганическими соединениями отмечается сужение зрачков (миоз).

При попадании отравляющих веществ через дыхательные пути бывают кашель, одышка, боли в груди. Поступление яда через желудочно-кишечный тракт проявляется рвотой, поносом.

Чем больше попало в организм ядовитых веществ, тем тяжелее будет отравление.

Проявления многих видов отравлений складываются из совокупности психических, неврологических расстройств и нарушений со стороны других органов и систем организма (сердечно-сосудистой, печени и других).

При лёгких отравлениях общее состояние человека может страдать незначительно. В случаях тяжелых отравлений нарушения со стороны органов и систем организма будут резко выражены вплоть до потери сознания и коматозного состояния.

Принципы неотложной помощи при острых отравлениях.

В случаях острых отравлений необходимо срочно вызвать к пострадавшему скорую медицинскую помощь.

Мероприятия по оказанию неотложной помощи при остром отравлении надо начинать до приезда скорой, так как всякое промедление грозит ещё большим поступлением в организм ядовитых веществ. Эти мероприятия прежде всего должны быть направлены на прекращение действие ядовитого вещества и скорейшее его выведение из организма.

При попадании отравляющих веществ через дыхательные пути необходимо вывести (вынести) пострадавшего из зараженной атмосферы или надеть средства защиты (противогаз, ватно-марлевая повязка). В случаях попадания яда на кожу, слизистые оболочки, в глаза необходимо срочно промыть их проточной водой в течение 15 минут.

При отравлении ядовитыми веществами, попавшими в желудочно-кишечный тракт, необходимо до приезда врача скорой помощи срочно промыть желудок. Для этого пострадавшему дают пить стаканами воду (взрослому до 1,5-2,0 литров, ребенку – в зависимости от возраста), после чего вызывают рвоту механическим раздражением пальцами корня языка. Промывать желудок следует многократно до «чистой воды».

Если неизвестно, чем отравился пострадавший, то первые промывные воды надо поместить в отдельную посуду и сохранить до приезда врача. Исследование промывных вод с остатками отравляющего вещества дает возможность определить состав ядовитого вещества.

До и после промывания желудка пострадавшему дают выпить активированный уголь (1 столовую ложку измельченного угля разбавляют водой до образования кашицы). После промывания желудка с целью удаления яда из кишечника дают солевое слабительное (100-150 мл 30% раствора сульфата магния) и делают клизму.

Прибывший врач скорой помощи продолжает эти мероприятия, дает пострадавшему антидот (если известно, чем произошло отравление), вводит лекарственные вещества поддерживающие функцию сердечно-сосудистой системы, мочегонные средства и решает вопрос о срочной госпитализации пострадавшего.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Валеология (Учебное пособие для студентов педвузов под ред. проф. В.А.Глотова). Изд-во ОмГПУ, Омск, 1997

2. Межов В.П., Дементьева Л.В. Первая помощь при травмах и несчастных случаях (Учебное пособие).- Омск, ОмГПУ, 2000

3. А.И.Новиков, Э.А.Логинова, В.А.Охлопков. Болезни, передающиеся половым путём. – Омское книжное изд-во, 1994

4. Байер К., Шейберг Л. Здоровый образ жизни (Перевод английского) – М.: Изд-во «Мир» , 1997

5. Студеникин М.Э. Книга о здоровье детей. – М.:Просвещение, 1990

6. Чумаков Б.Н. Валеология (Избранные лекции). – Российское педагогическое агентство, 1997

7. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Изд-во общ-ва «Знание» РСФСР, 1982

8. Лисицин Ю.П. Книга о здоровье. - М.: Медицина, 1988

9. Соковня-Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Изд-во Центр «Академия», 1997

10. Селье Г. Стресс без дистресса. – Пер. с англ. 1974

11. Прохоров А.Ю. Психические состояния и их проявления в учебном процессе.- Казань, 1991

12. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика.- Просвещение, 1991

13. Психогигиена детей и подростков (Под ред. Г.Н. Сердюковской, Г.Гельница.-М.: Просвещение, 1986

14. Казьмин В.Д. Вынужденные курить.- М.: Знание, 1991

15. Левин М.Б. Наркомания и наркоман. (Книга для учителя.)- М.: Просвещение, 1991

16. Шабунин В.А., Бароненко В.А. Введение в сексологию и половое воспитание детей первых шести лет жизни. (Учебное пособие). Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, Екатеринбург, 1996

17. Ананьева Л.В., Бартельс И.И. Основы медицинских знаний. - М.: Изд-во «Альфа», 1994

18. Внутренние болезни. (Учебное пособие под ред. Ю.Н.Елисеева). - М.: Крон-Пресс, 1999

19. Шишкин А.Н. Внутренние болезни. «Мир медицины», СПб, Изд-во «Лань», 2000

20. Клипов А.Н., Липотецкий Б.М. Быть или не быть инфаркту. М.: 1981

21. Малая медицинская энциклопедия. – М.: Медицина, Т.3, 1991

22. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.- Л.: Медицина, 1998

23. Покровский В.И., Булкина И.Г. Инфекционные болезни с уходом за больными и основами эпидемиологии. М.: Медицина, 1986

24. Голосовкер С.Я. Кожные и венерические болезни у детей. Л.:.Медицина, 1963

25. Ладный И.Д., Масловска Г.Я. Синдром приобретённого иммунодефицита.- М.: ВНИИМИ, 1986

26. Сумин С.А. Неотложные состояния.- М.: Медицина, 2000

27. Сестринские услуги детям. Под ред. доцента В.С. Рублева, Омск, 1997

28. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. академика РАМН Н.Р. Палеева. М.: Издательское объединение «Квартет», 1993

29. Современная фитотерапия. (под ред. Веселина Петкова) София, Медицина и физкультура, 1988, с. 503

30. Жуков Н.А., Брюханова Л.И. Лекарственные растения Омской области и их применение в медицине. Омское книжное изд-во. Омск, 1983, -с. 124

О Г Л А В Л Е Н И Е

Предисловие

3

Глава 1

Здоровье и факторы его определяющие (доц. Межов В.П.)

3

1.1.

Определение понятия «здоровье» и его составляющие

3

1.2.

Факторы, влияющие на здоровье

4

1.3.

Методы качественной, количественной оценки здоровья

6

Глава 2

Этапы формирования здоровья (доц. Межов В.П.)

8

2.1.

Дородовый период

8

2.2.

Период новорожденности и грудной возраст

9

2.3.

Раннее и первое детство

9

2.4.

Второе детство

10

2.5.

Подростковый и юношеский возраст

10

Глава 3

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема (доц. Межов В.П.)

11

3.1.

Определение понятия «образ жизни»

11

3.2.

Микро и макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества

12

3.3.

Здоровье в иерархии потребностей человека

13

3.4.

Цивилизация и её негативные последствия

14

3.5.

Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска

16

Глава 4

Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни (доц. Межов В.П.)

18

4.1.

Сознание и здоровье

18

4.2.

Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни

19

4.3

Основные составляющие здорового образа жизни

22

Глава 5

Учение Г.Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика (доц. Субеева Н.А.)

25

5.1.

Понятие о стрессе и дистрессе

25

5.2.

Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»

27

5.3.

Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция

32

5.4.

Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности

34

Глава 6

Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков (ст. препод. Дементьева Л.В.)

36

Глава 7

Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь (доц. Межов В.П.)

39

7.1.

Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие

39

7.2.

Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия

40

7.3.

Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме

41

7.4.

Понятие «острый живот» и тактика при нем

44

Глава 8

Характеристика и профилактика детского травматизма (доц. Межов В.П.)

46

8.1.

Определение понятий «травма», «травматизм»

46

8.2.

Классификация детского травматизма

47

8.3.

Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики

47

Глава 9

Терминальные состояния. Реанимация (доц. Межов В.П.)

51

9.1.

Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация»

51

9.2.

Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть

52

9.3.

Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности

52

Глава 10

Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков (ст. препод. Дементьева Л.В.)

54

10.1.

Причины и признаки заболеваний органов дыхания

55

10.2.

Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика

56

10.3.

Ложный круп: признаки, первая помощь

56

10.4.

Острый и хронический бронхит: причины, признаки, профилактика

57

10.5.

Пневмония острая и хроническая: причины, признаки

58

10.6.

Бронхиальная астма

60

10.7.

Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков

62

Глава 11

Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников (доц. Субеева Н.А.)

63

11.1.

Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков

63

11.2.

Основные формы неврозов у детей и подростков

64

11.3.

Психопатии: виды, причины, профилактика, коррекция

67

11.4.

Понятие об олигофрении

71

11.5.

Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у учащихся

72

Глава 12

Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся (ст. препод. Дементьева Л.В.)

73

12.1.

Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины

74

12.2.

Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения

79

12.3.

Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины

81

12.4.

Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха

83

Глава 13

Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий (ст. препод. Гуреева О.Г.)

83

13.1.

Влияние табакокурения на организм ребенка, подростка. Профилактика табакокурения

83

13.2.

Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство

86

13.3.

Социальные аспекты алкоголизма

88

13.4

Принципы антиалкогольного воспитания

89

13.5.

Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических веществ

92

13.6.

Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия

96

13.7.

Меры профилактики наркомании и токсикомании

98

Глава 14

Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний (доц. Макаров В.А.)

99

14.1.

Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология»

99

14.2.

Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность

100

14.3.

Клинические формы инфекционных болезней

101

14.4.

Основные методы профилактики инфекционных болезней

102

14.5.

Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей

103

14.6.

Основные прививочные препараты, их краткая характеристика

104

Глава 15

Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков (ст. препод. Шиканова Н.Н.)

105

15.1.

Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков

105

15.2.

Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола

105

15.3.

Профилактика половых отклонений у детей и подростков

108

15.4.

Подготовка молодёжи к семейной жизни

110

15.5.

Аборт и его последствия

112

Глава 16

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем (ст. препод. Шиканова Н.Н.)

114

16.1.

Общая характеристика болезней, передающихся половым путем

114

16.2.

Синдром приобретённого иммунодефицита

114

16.3.

Венерические заболевания первого поколения: причины, пути заражения, проявления, профилактика

116

16.4.

Венерические заболевания второго поколения: причины, пути заражения, проявления, профилактика

118

16.5.

Профилактика заболеваний, передающихся половым путём

120

Глава 17

Применение лекарственных средств (доц. Субеева Н.А., ст. препод. Дементьева Л.В.

120

17.1

Понятие о лекарствах и лекарственных формах

120

17.2

Пригодность лекарств к употреблению

121

17.3

Хранение лекарственных средств

121

17.4

Пути введения лекарств в организм

122

17.5

Техника постановки инъекций

123

17.6

Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ

125

17.7

Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком

126

17.8

Домашняя аптечка

126

17.9

Фитотерапия в домашних условиях

126

Глава 18

Уход за пораженными и больными. Транспортировка (доц. Макаров В.А.)

132

18.1

Значение общего ухода

132

18.2

Общие положения по уходу в домашних условиях

133

18.3

Специальный уход в условиях больницы

134

18.4

Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)

138

18.5

Транспортировка пораженных и больных

139

18.6

Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях

140

Глава 19

Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях (доц. Межов В.П.)

143

19.1

Раневая инфекция. Асептика и антисептика

143

19.2

Первая помощь при закрытых повреждениях

145

19.3

Кровотечения и способы её временной остановки

147

19.4

Раны и первая помощь при ранениях

150

19.5

Первая помощь при переломах костей

157

19.6

Первая помощь при ожогах и отморожениях

160

19.7

Первая помощь при электротравме и утоплении

162

19.8

Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши

164

19.9

Первая помощь при укусе животных, насекомых, змей

165

19.10

Первая помощь при острых отравлениях

167

Литература

169

Оглавление

170