11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
Психопатия (от греч. psche – душа, pathia – страдание, болезнь) – это аномалии характера при сохранности интеллекта.
Характер человека выражает наиболее устойчивые особенности главных, существенных свойств его личности.
Развитию психопатий способствуют неблагоприятные условия среды (безнадзорность, «сверхопека», психические травмы), а у подростков имеет значение накопление к этому возрасту дефектов воспитания, в первую очередь – нарушение развития эмоциональной сферы. Например, дети угрюмых, неласковых родителей также могут развиваться с нарушениями в психической деятельности. Поведение таких подростков непредсказуемо, непоследовательно, они ведут себя то неуверенно, то агрессивно (бывают злобными, мелочными и т.д). Дефекты эмоциональной сферы очень существенны для человека потому, что эмоции необходимы для регуляции поведения и деятельности человека.
Психопатии у подростков проявляются наличием патологических черт характера, от которых страдает он сам и общество. Недостаточный учет патологических черт характера в подростковом периоде приводит к конфликтным ситуациям в семье и школе. Закреплению патологических черт характера способствует поддержка окружающими неправильных психопатических реакций ребёнка или подростка, ошибки педагогов в общении с детьми.
Окончательный диагноз психопатии может быть поставлен только после окончания подросткового периода.
Различают следующие типы аномалий характера у детей и подростков:
Конформный (соглашательский).
Гипертимный (конституционально-возбужденный).
Эмоционально-лабильный (подвижный); астенический.
Истероидный.
Неустойчивый.
Тревожно-мнительный.
Тугоподвижный.
Шизоидный (патологический замкнутый).
Конформный (соглашательский) тип подростков встречается довольно часто. Основной чертой его является соглашательство с тем, что предлагает привычное окружение. Такие подростки словно бы не имеют личностного отношения к происходящему. Их суждения строго ограничены рамками общепринятого в их среде. Они во всем держатся «золотой» середины, ничем не выделяются из большинства. Они привыкают к определенному стилю жизни и с трудом принимают все новое. Они очень привязаны к сверстникам, поэтому их ближайшее будущее определяется той группой, в которую они входят. Эти подростки как бы плывут по течению, не раскрывая полностью своих возможностей, не проявляя инициативы, смелости и оригинальности в суждениях и поступках. Окружающие люди воспринимают их как малоинтересных, примитивных.
В целях улучшения таких отклонений характера надо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток был бы вынужден проявить самостоятельность, стойкость своих позиций и принципиальных взглядов. Например, во время дискуссий в классе на какую-либо значимую для подростков тему «конформист» обычно высказывается одним из последних, когда определено мнение большинства, а его надо включить в дискуссию одним из первых или первым.
Гипертимный тип характера проявляется уже в детстве. Обычно это подвижные, крикливые, любящие командовать дети. Они быстро сходятся с незнакомыми детьми и взрослыми. В школьные годы неусидчивы, суетливы, назойливы. Замечания учителя их мало огорчают. Эти подростки находят признание у сверстников, часто являются неофициальными лидерами группы. Лидерство не тяготит их повседневностью выполнения разнообразных мелких обязанностей. Пользуются симпатиями среди сверстниц. Соклассникам импонирует их физическая сила, находчивость, склонность к риску, умение постоять за своих. В определенных ситуациях такие подростки могут быть агрессивными.
Они легко усваивают учебный материал, как бы «схватывая на лету», но учатся неровно из-за отсутствия системы в учебе. Нередко конфликтуют с учителем, создают нетерпимую для него обстановку. Проявляют интерес ко всему новому, болтливы, любят прихвастнуть и повеселиться. Если применять к ним наказания, то это зачастую не только не исправляет положения, но еще больше настраивает их против учителя.
Надо направлять энергию этих подростков в такое русло, где они могли бы сами регулировать свое поведение и учились бы вырабатывать тормозные реакции.
Эмоционально-лабильный тип характера заключается в неустойчивости настроения, которое может меняться по самому мелкому поводу. Преувеличение своих неудач, не реализация планов вызывают уныние, угнетённость. Но такие подростки легко выходят из подобных состояний при утешении и появлении возможности хорошего исхода. Эти подростки весьма болезненны как к порицанию, так и к похвале, что порой ставит в тупик учителя.
Эмоциональная неустойчивость у подростка может сочетаться с астеническими проявлениями. При этом подростки быстро устают при психической и физической нагрузке, они весьма чувствительны к громким звукам, яркому свету, их утомляет масса людей, поэтому они ищут уединения. Они не могут постоять за себя, стеснительны, робки, самооценка их занижена. Они испытывают тревогу при ломке обычного уклада жизни. Психологически такие подростки очень ранимы.
При исправлении такого типа характера нужно создавать такие педагогические ситуации, где подростки могли бы проявить уверенность, смелость (публичные выступления, выполнение заданий, требующих смелости, например, в турпоходе). Своеобразный подход к ним должен быть и при обучении. Если по какому-то предмету они не успевают, то соответствующая помощь должна быть продуманной, и преподнесена в тактичной форме. Малейшие успехи должны быть замечены, поддержаны, закреплены. Полезно даже незначительное завышение оценки, чтобы вселить уверенность в подростка.
Истероидный тип характера выражается многообразно, чаще в проявлениях эгоизма, эгоцентризма, стремлении казаться лучше, чем есть, в поведении, рассчитанном на внешний эффект. Девочки с таким типом характера рано начинают пользоваться косметикой, оригинальничают в поведении, костюме, для того, чтобы привлечь внимание к себе. Если они не могут проявить себя в учебе, спорте и других действиях, то прибегают к различным выдумкам, рассказывая истории, где они вроде бы играли заглавную роль. Эти фантазии нередко производят большое впечатление на окружающих.
У подростков с истероидным типом отмечаются самые разнообразные увлечения. Они стремятся произвести эффект на окружающих, приковать к себе внимание, вызвать зависть. В стрессовых ситуациях эти подростки часто дают срывы – до развития неврозов и психозов. Например, у девочки при появлении первых месячных (это случилось в школе), о которых она не была предупреждена ни матерью, ни учителями, от страха развилось сумеречное состояние сознания. Она стала хохотать, обнажаться, что и послужило поводом для направления её в лечебное учреждение. В некоторых случаях такие подростки склонны в демонстрации попыток самоубийства, однако, серьёзных намерений в этом плане у них, как правило, не бывает.
Исправление истероидного характера нужно начинать как можно раньше, при этом исходить из особенностей личности. Например, привлекать их к участию в художественной самодеятельности, общественных мероприятиях. Чтобы не терять контакт с такими подростками, иногда допустимы некоторые уступки в тактике, но никогда не следует уступать им в принципиальном, чтобы они постоянно чувствовали твердость и непоколебимость воспитателя при решении принципиальных вопросов.
У подростков может быть «неустойчивый» тип характера, что проявляется в следующем. Они не любят учиться, работать и сами открыто об этом говорят. Любят развлечения, азартные игры, склонны заниматься пустой болтовней. Часами они могут сидеть у телевизора или ежедневно посещать кино. Их интересуют фильмы, не требующие интеллектуального напряжения. Они склонны к злоупотреблению спиртными напитками, у них нет планов на будущее, живут текущим днем. В группе сверстников находятся в подручных у вожаков и являются соучастниками отчаянных поступков, правонарушений, которые совершаются часто в состоянии опьянения. Эти подростки склонны к аффективным вспышкам, у них часто отмечается расторможенность влечений (пищевого, полового).
В учебе такие подростки не проявляют усердия, у них большие пробелы в знаниях, внимание у них неустойчивое, отвлекаемость повышена. Школьные задания они выполняют неохотно, поэтому и в школе и дома при выполнении заданий над ними должен осуществляться постоянный контроль.
Более редко встречаются подростки с тревожно-мнительным типом характера. Они обычно учатся хорошо, дисциплинированны и не вызывают беспокойства учителей. Но эти подростки тяжелы для самих себя, их изнуряют постоянные сомнения в правильности своих поступков, в выполнении заданий. Неуверенность в своих силах, возможностях, особенно в физическом отношении, сковывает их и не дает возможности проявить себя во всей полноте. Их тревожит будущее, они видят во всем препятствия и сложности, хотя решают все вопросы логично, правильно. Ответы их на уроках, как правило, логичны, доказательны, исчерпывающи. Они склонны к бесконечным умственным рассуждениям, любят решать всякого рода абстрактные задачи, не любят заниматься физическим трудом. Окружающий мир они воспринимают бледно, упрощенно, во всем ищут причинно-следственные отношения. У них нет яркости и силы эмоционального переживания при восприятии окружающего, хотя вместе с тем они весьма чувствительны и ранимы.
Подростки этого типа характера склонны к аккуратности, что является своего рода защитной реакцией от постоянных сомнений. Возникновение и развитие тревожно-мнительного характера во многом обусловлено неправильным семейным воспитанием, когда взрослые сковывают инициативу ребёнка, проявляя излишнюю опеку.
В подростковом возрасте школьники уже осознают присущую им мнительность, но самостоятельно освободиться от этой черты характера обычно им не удается. Предупреждение развития и исправление этого типа характера должны происходить как можно раньше. Необходимо предоставлять детям больше самостоятельности, вовлекать их в спорт, в занятия изобразительным искусством, различными поделками и т.д.
Довольно редко у подростков встречается тугоподвижный тип характера, когда подростки отличаются медлительностью мыслительных процессов, не сразу переключаются с одной темы на другую, не сразу «схватывают» учебный материал и поэтому могут отставать в учебе. Однако эти подростки отличаются хорошей работоспособностью, аккуратностью, и это дает им возможность успешно учиться.
Они привыкают к определенному укладу жизни, к одной и той же обстановке, к людям, и всякое изменение вызывает у них неудовлетворенность. При профориентации таким подросткам следует рекомендовать те профессии, которые требуют усидчивости, сосредоточенного внимания и стереотипности операций и не рекомендовать профессий, которые требуют быстрых переключений смены в работе.
Патологический (шизоидный) тип. Такие подростки с трудом находят общий контакт со сверстниками и тяжело переживают свою изолированность. Нередко эти школьники проявляют интерес к какой-нибудь одной учебной дисциплине (математике, астрономии и т.д.) и показывают в ней глубокие знания. Они читают серьезные научные труды по интересующему предмету и глубоко увлекаются им. По другим же дисциплинам их знания скромны.
Внешняя безучастность таких детей, упрощенность в поведении и проявлениях эмоций делает их незаметными. В ряде случаев учителя замечают способности и успехи такого подростка в той или иной дисциплине и рекомендуют родителям усиленно развивать эти способности.
Для преодоления изоляции в классе целесообразно создать условия, при которых такой подросток мог бы показать свои глубокие знания по интересующему предмету. Например, поручить сделать сообщение на тему, которая могла бы заинтересовать других учеников класса. Для развития коммуникабельности необходимо включать такого подростка в спортивные занятия, особенно в игровые виды спорта, которые способствуют развитию и общению.
Черты возбудимых психопатов легче всего возникают при безнадзорности. При этом у детей легко возникают вспышки гнева, они не терпят никаких возражений, требуют немедленного исполнения желаний. Встречается при этом склонность к разрушительным действиям, к повышенной драчливости.
Формированию тормозных психопатов больше благоприятствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребёнок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (ребёнок – «золушка»), а также в условиях «гиперопеки». Тормозные психопатии характеризуются робостью, застенчивостью, ранимостью, часто двигательной неловкостью, обидчивостью.
Лечение аномалий характера требует целенаправленных медицинских, педагогических и социально-средовых воздействий. Лечение проводится врачом-психиатром.
Профилактика. Большое профилактическое значение имеет охрана здоровья беременной женщины, охрана здоровья ребёнка и правильное его воспитание.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях