13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
Учитель должен знать, что алкоголизм подростков отличается от алкоголизма взрослых. Если у взрослых тяга к вину проявляется через несколько лет, то у подростка может развиться в считанные недели. Алкоголизм у молодых людей начинается с катастрофически быстро нарастающей деградации личности. Для молодого организма алкоголь опасен не только возможностью заболеть алкоголизмом: любое употребление алкоголя, сколь бы «редким», «умеренным» или «культурным» оно ни было, искажает или затрудняет развитие личности подростка. Психика подростка очень чувствительна к наркотизации, которая, раз начавшись, быстро становится ведущей потребностью в жизни. Она легко конкурирует с социальными потребностями (в учёбе, труде, духовном совершенствовании и других), неминуемо вытесняя их, причем задолго до возникновения у юноши собственно алкоголизма. Начало употребления алкоголя подростками – явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины: воспитание окружающими у подростка некритического отношения к алкоголю как к естественному компоненту жизни; недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, отчуждение от школы.
Для организации противоалкогольной работы учителю, как и родителям, необходимо знать факторы риска алкоголизма.
Способствует приобщению подростка к алкоголю незрелость личности. Подросток стремится жить «по-взрослому», не имея для этого ни опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в различных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшее. Педагогам принадлежит основная роль в профилактике и такого предрасполагающего фактора, как нездоровая психологическая атмосфера в школьном коллективе, классе (группировки, частые конфликты, лидерство школьников с антиучебными, антисоциальными установками, начавших выпивать, разделение класса на хорошо и плохо успевающих, неприязнь и презрение первых по отношению ко вторым). Все это приводит к разобщению класса: школьники утрачивают интерес к учебе, приобщаются к вину. Один из факторов риска приобщения к вину – отсутствие единой, общей для всего педагогического коллектива школы позиции трезвенничества.
Алкогольному воспитанию способствует доброжелательное отношение к алкоголю в семье. Нередко еще в среде педагогов приходится слышать мнение, что не следует слишком широко и открыто вести разговоры о пагубном влиянии алкоголя. Это ложное мнение. Во-первых, практически все дети до 16 лет пробовали спиртное, а во-вторых, подросткам пойдет только на пользу, если они заранее узнают, что по мировой статистике более 60% неполноценных детей рождаются от родителей – любителей выпить и алкоголиков, что настоящим мужчиной становится не тот, кто, подражая пьянице-отцу, смело опрокидывает стопку, а в ком воля и твердое слово противостоят дурному примеру. Необходимо создавать обычаи трезвого образа жизни. Отказ от рюмки по традиционным поводам: день рождения, проводы в армию, свадьба, первая получка или стипендия и т.д. – потребует сначала немалого мужества, но именно такой отказ и является наиболее радикальным средством против пьянства. Проводя беседу на антиалкогольную тему, педагог должен быть готов к анализу любого факта, который предложат учащиеся. Совершенно недопустимо аргументировать за трезвый образ жизни тем, что «вам нельзя пить, потому что вы еще молоды». Такой запрет унижает подростка, который как раз спешит повзрослеть, усвоить нормы взрослых. В профилактике алкоголизации среди молодежи играют определенную роль инспекции по делам несовершеннолетних. Они работают с неблагополучными детьми, родители которых пьянствуют, не занимаются воспитанием. В этой работе инспекции участвуют педсоветы школы. Антиалкогольная работа в школе требует умелого использования всех возможностей урочного и внеурочного времени, повседневной, вдумчивой работы всего педагогического коллектива школы. Учитель должен знать особенности алкогольной ситуации как в школе, так и в микрорайоне школы, в семьях учащихся.
Наиболее плодотворной антиалкогольная работа является в младшем школьном и подростковом возрасте. Если эту работу начать в 9-10 классах, то она, как правило, не дает желаемого результата. Учителя 1-4 классов, знакомя учащихся с Правилами для учащихся, дают первую информацию о вреде алкоголя. К.Д.Ушинский утверждал, что задача воспитания – формирование характера, а характер складывается из прирожденных наклонностей и приобретенных убеждений и привычек.
Приобретение привычки и есть тот процесс, в ходе которого убеждения превращаются в наклонности, а мысль переходит в дело. Вырабатывая у школьников трезвеннические привычки, учитель должен предоставить ученикам возможность самим оценивать свои действия и поступки. Воспитание трезвости у учащихся 5-7 классов имеет свою специфику, так как начинается предметное обучение и возникает возможность для учителя расширить антиалкогольное воздействие, вырабатывая у детей отрицательное отношение к алкоголю.
В 8-9 классах антиалкогольная работа углубляется, учащиеся шире знакомятся с историей вопроса, с нравственными категориями. Подростки проявляют большую социальную активность: у них повышается интерес и к вопросам алкоголя. Антиалкогольное воздействие будет более эффективным, если будет опираться на значимые для этого периода жизни ценностные ориентации подростка. В старшем школьном возрасте (10-11 кл.) происходит нравственное становление личности, закрепляются трезвеннические убеждения. Учителя углубляют научную противоалкогольную информацию.
Большую пользу приносит изучение в школе основ антиалкогольного законодательства. Законодательством предусмотрены меры предупреждения распространения алкоголизма среди молодежи. Родители, подверженные пьянству, могут быть лишены родительских прав, запрещена продажа алкогольных напитков несовершеннолетним. На родителей и других виновных в состоянии опьянения несовершеннолетних накладывается штраф. Если до состояния опьянения несовершеннолетнего довело лицо, от которого он находится в служебной зависимости, то на него накладывается штраф, исправительные работы или лишение свободы до 1 года. Вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, то есть систематическое доведение до состояния опьянения, независимо от родственных связей предусматривает лишение свободы виновного сроком до 5 лет. Запрещен прием несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками.
На практике учитель вместо того, чтобы найти правильный подход к ученику, прибегает к угрозам, наказаниям, в то время как должна использоваться стимулирующая, поощрительная сила положительных примеров. Хороший способ, с помощью которого можно повлиять на подростка, - это говорить с ним не о том, чего хочет добиться педагог, а о том, что волнует подростка. У любого мальчика или девочки есть какие-то привязанности, склонности, любимое занятие. Поэтому в беседе с мальчиком, употребляющим спиртное, не следует говорить ему о том, что он поступает плохо, а лучше напомнить о том, что алкоголь может стать серьёзным препятствием для игры в хоккей или футбол (если подросток увлекается спортом), может ослабить мышечную силу. Секрет успеха воспитателя часто заключается в способности рассматривать проблему или конфликтную ситуацию с точки зрения подростка и разрешить её как с учетом своих педагогических интересов, так с учетом интересов подростка. Понять подростка, а тем более заставить расстаться со своими привычками очень трудно. И здесь педагогу может помочь прием: делать для детей то, что вам бы хотелось получить от них. Подросток так же, как и педагог, хочет признания и одобрения. Не следует начинать разговор с подростками со слов: «А вот я тебе сейчас докажу…» Это все равно, что сказать: «Ты еще молод, а я умнее». Такие беседы сразу же настраивают подростка против педагога. Лучше, если подросток не предполагает, что учитель хочет в чем-то переубедить, делать это надо тонко, тактично.
Антиалкогольное воспитание в школе складывается из ряда взаимосвязанных этапов.
1 этап – подготовительный: анализируется обстановка в семье, состояние правопорядка в микрорайоне, изучаются потребности школьника.
2 этап – непосредственное планирование работы с учетом обстановки и рекомендаций. При этом учитывают особенности школы: материальная база, педагогические кадры, возможности родительского комитета.
3 этап – координация действий с общественными организациями.
4 этап – контроль за мероприятиями, подведение итогов на педсовете.
Противоалкогольная работа педагога начинается с ликвидации факторов риска приобщения подростков к вину. Изучаются семьи школьников. В результате учитель может заранее предвидеть, кто из школьников может стать «алкогольным» лидером среди ребят. Вместе со школьным врачом учитель выявляет отклонения в состоянии здоровья школьников. Для переориентации детей с отрицательной направленностью возможны различные способы воспитательного воздействия: через лидера группы, через шефа.
Взгляды на алкоголь формируются у человека очень рано. Опросы школьников (и дошкольников) показывают, что у них уже есть определенная система знаний и представлений о своем «алкогольном» поведении в будущем, формирующаяся под воздействием взрослых, из наблюдений ребёнка за их «алкогольным поведением».
Количество детей как бы запрограмированных на последующее приобщение к вину с возрастом увеличивается, в итоге большая часть молодежи еще до встречи с вином заранее как бы психологически подготовлена к нему и ждет его. «Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости, чтобы ею воспользоваться», - как говорил К.Д.Ушинский. Привычка к пьянству не исчезает механически, как результат совершенствования объективных условий жизни и повышения общей воспитанности и культуры. Исторический и современный опыт доказывает, что без специальных мер против «пьянства и алкоголизма» их искоренение затруднено.
Наибольшую эффективность дает профилактическая воспитательная работа с детьми и подростками.
Профилактика включает санитарное просвещение, а также выявление групп повышенного риска. Информационными каналами санитарного просвещения служат лекции, беседы, брошюры, популярные книги, специальные телевизионные и радиопередачи, кино- и видеофильмы.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях