logo
Учебник по ОМЗ

13.4. Принципы антиалкогольного воспитания

Учитель должен знать, что алкоголизм подростков отличается от алкоголизма взрослых. Если у взрослых тяга к вину проявляется через несколько лет, то у подростка может развиться в считанные недели. Алкоголизм у молодых людей начинается с катастрофически быстро нарастающей деградации личности. Для молодого организма алкоголь опасен не только возможностью заболеть алкоголизмом: любое употребление алкоголя, сколь бы «редким», «умеренным» или «культурным» оно ни было, искажает или затрудняет развитие личности подростка. Психика подростка очень чувствительна к наркотизации, которая, раз начавшись, быстро становится ведущей потребностью в жизни. Она легко конкурирует с социальными потребностями (в учёбе, труде, духовном совершенствовании и других), неминуемо вытесняя их, причем задолго до возникновения у юноши собственно алкоголизма. Начало употребления алкоголя подростками – явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины: воспитание окружающими у подростка некритического отношения к алкоголю как к естественному компоненту жизни; недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, отчуждение от школы.

Для организации противоалкогольной работы учителю, как и родителям, необходимо знать факторы риска алкоголизма.

Способствует приобщению подростка к алкоголю незрелость личности. Подросток стремится жить «по-взрослому», не имея для этого ни опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в различных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшее. Педагогам принадлежит основная роль в профилактике и такого предрасполагающего фактора, как нездоровая психологическая атмосфера в школьном коллективе, классе (группировки, частые конфликты, лидерство школьников с антиучебными, антисоциальными установками, начавших выпивать, разделение класса на хорошо и плохо успевающих, неприязнь и презрение первых по отношению ко вторым). Все это приводит к разобщению класса: школьники утрачивают интерес к учебе, приобщаются к вину. Один из факторов риска приобщения к вину – отсутствие единой, общей для всего педагогического коллектива школы позиции трезвенничества.

Алкогольному воспитанию способствует доброжелательное отношение к алкоголю в семье. Нередко еще в среде педагогов приходится слышать мнение, что не следует слишком широко и открыто вести разговоры о пагубном влиянии алкоголя. Это ложное мнение. Во-первых, практически все дети до 16 лет пробовали спиртное, а во-вторых, подросткам пойдет только на пользу, если они заранее узнают, что по мировой статистике более 60% неполноценных детей рождаются от родителей – любителей выпить и алкоголиков, что настоящим мужчиной становится не тот, кто, подражая пьянице-отцу, смело опрокидывает стопку, а в ком воля и твердое слово противостоят дурному примеру. Необходимо создавать обычаи трезвого образа жизни. Отказ от рюмки по традиционным поводам: день рождения, проводы в армию, свадьба, первая получка или стипендия и т.д. – потребует сначала немалого мужества, но именно такой отказ и является наиболее радикальным средством против пьянства. Проводя беседу на антиалкогольную тему, педагог должен быть готов к анализу любого факта, который предложат учащиеся. Совершенно недопустимо аргументировать за трезвый образ жизни тем, что «вам нельзя пить, потому что вы еще молоды». Такой запрет унижает подростка, который как раз спешит повзрослеть, усвоить нормы взрослых. В профилактике алкоголизации среди молодежи играют определенную роль инспекции по делам несовершеннолетних. Они работают с неблагополучными детьми, родители которых пьянствуют, не занимаются воспитанием. В этой работе инспекции участвуют педсоветы школы. Антиалкогольная работа в школе требует умелого использования всех возможностей урочного и внеурочного времени, повседневной, вдумчивой работы всего педагогического коллектива школы. Учитель должен знать особенности алкогольной ситуации как в школе, так и в микрорайоне школы, в семьях учащихся.

Наиболее плодотворной антиалкогольная работа является в младшем школьном и подростковом возрасте. Если эту работу начать в 9-10 классах, то она, как правило, не дает желаемого результата. Учителя 1-4 классов, знакомя учащихся с Правилами для учащихся, дают первую информацию о вреде алкоголя. К.Д.Ушинский утверждал, что задача воспитания – формирование характера, а характер складывается из прирожденных наклонностей и приобретенных убеждений и привычек.

Приобретение привычки и есть тот процесс, в ходе которого убеждения превращаются в наклонности, а мысль переходит в дело. Вырабатывая у школьников трезвеннические привычки, учитель должен предоставить ученикам возможность самим оценивать свои действия и поступки. Воспитание трезвости у учащихся 5-7 классов имеет свою специфику, так как начинается предметное обучение и возникает возможность для учителя расширить антиалкогольное воздействие, вырабатывая у детей отрицательное отношение к алкоголю.

В 8-9 классах антиалкогольная работа углубляется, учащиеся шире знакомятся с историей вопроса, с нравственными категориями. Подростки проявляют большую социальную активность: у них повышается интерес и к вопросам алкоголя. Антиалкогольное воздействие будет более эффективным, если будет опираться на значимые для этого периода жизни ценностные ориентации подростка. В старшем школьном возрасте (10-11 кл.) происходит нравственное становление личности, закрепляются трезвеннические убеждения. Учителя углубляют научную противоалкогольную информацию.

Большую пользу приносит изучение в школе основ антиалкогольного законодательства. Законодательством предусмотрены меры предупреждения распространения алкоголизма среди молодежи. Родители, подверженные пьянству, могут быть лишены родительских прав, запрещена продажа алкогольных напитков несовершеннолетним. На родителей и других виновных в состоянии опьянения несовершеннолетних накладывается штраф. Если до состояния опьянения несовершеннолетнего довело лицо, от которого он находится в служебной зависимости, то на него накладывается штраф, исправительные работы или лишение свободы до 1 года. Вовлечение несовершеннолетнего в пьянство, то есть систематическое доведение до состояния опьянения, независимо от родственных связей предусматривает лишение свободы виновного сроком до 5 лет. Запрещен прием несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками.

На практике учитель вместо того, чтобы найти правильный подход к ученику, прибегает к угрозам, наказаниям, в то время как должна использоваться стимулирующая, поощрительная сила положительных примеров. Хороший способ, с помощью которого можно повлиять на подростка, - это говорить с ним не о том, чего хочет добиться педагог, а о том, что волнует подростка. У любого мальчика или девочки есть какие-то привязанности, склонности, любимое занятие. Поэтому в беседе с мальчиком, употребляющим спиртное, не следует говорить ему о том, что он поступает плохо, а лучше напомнить о том, что алкоголь может стать серьёзным препятствием для игры в хоккей или футбол (если подросток увлекается спортом), может ослабить мышечную силу. Секрет успеха воспитателя часто заключается в способности рассматривать проблему или конфликтную ситуацию с точки зрения подростка и разрешить её как с учетом своих педагогических интересов, так с учетом интересов подростка. Понять подростка, а тем более заставить расстаться со своими привычками очень трудно. И здесь педагогу может помочь прием: делать для детей то, что вам бы хотелось получить от них. Подросток так же, как и педагог, хочет признания и одобрения. Не следует начинать разговор с подростками со слов: «А вот я тебе сейчас докажу…» Это все равно, что сказать: «Ты еще молод, а я умнее». Такие беседы сразу же настраивают подростка против педагога. Лучше, если подросток не предполагает, что учитель хочет в чем-то переубедить, делать это надо тонко, тактично.

Антиалкогольное воспитание в школе складывается из ряда взаимосвязанных этапов.

1 этап – подготовительный: анализируется обстановка в семье, состояние правопорядка в микрорайоне, изучаются потребности школьника.

2 этап – непосредственное планирование работы с учетом обстановки и рекомендаций. При этом учитывают особенности школы: материальная база, педагогические кадры, возможности родительского комитета.

3 этап – координация действий с общественными организациями.

4 этап – контроль за мероприятиями, подведение итогов на педсовете.

Противоалкогольная работа педагога начинается с ликвидации факторов риска приобщения подростков к вину. Изучаются семьи школьников. В результате учитель может заранее предвидеть, кто из школьников может стать «алкогольным» лидером среди ребят. Вместе со школьным врачом учитель выявляет отклонения в состоянии здоровья школьников. Для переориентации детей с отрицательной направленностью возможны различные способы воспитательного воздействия: через лидера группы, через шефа.

Взгляды на алкоголь формируются у человека очень рано. Опросы школьников (и дошкольников) показывают, что у них уже есть определенная система знаний и представлений о своем «алкогольном» поведении в будущем, формирующаяся под воздействием взрослых, из наблюдений ребёнка за их «алкогольным поведением».

Количество детей как бы запрограмированных на последующее приобщение к вину с возрастом увеличивается, в итоге большая часть молодежи еще до встречи с вином заранее как бы психологически подготовлена к нему и ждет его. «Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять настороже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости, чтобы ею воспользоваться», - как говорил К.Д.Ушинский. Привычка к пьянству не исчезает механически, как результат совершенствования объективных условий жизни и повышения общей воспитанности и культуры. Исторический и современный опыт доказывает, что без специальных мер против «пьянства и алкоголизма» их искоренение затруднено.

Наибольшую эффективность дает профилактическая воспитательная работа с детьми и подростками.

Профилактика включает санитарное просвещение, а также выявление групп повышенного риска. Информационными каналами санитарного просвещения служат лекции, беседы, брошюры, популярные книги, специальные телевизионные и радиопередачи, кино- и видеофильмы.