18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
Физиотерапия – применение физических факторов с лечебной и профилактической целью. Они оказывают действие на организм человека через кожу, слизистые оболочки, различные ткани и органы, вызывая в них раздражение нервных рецепторов. Возникший в рецепторах импульс по нервным путям передается в центральную нервную систему, где возникает ответная реакция на раздражение. Это способствует возникновению безусловных и условных рефлексов, вызывающих функциональные изменения в органах и тканях (изменение просвета кровеносных сосудов, уменьшение боли, снижение воспалительных реакций и др.).
В домашних условиях широко применяют такие методы, как горчичники, банки, компрессы, ингаляции, пиявки и др.
Горчичники. Показания, противопоказания, техника постановки.
Воздействие горчичников на кровообращение обусловлено эфирным горчичным маслом, раздражающим кожу и расширяющим кожные кровеносные сосуды.
Показания: горчичники применяют при болях, воспалении лёгких, бронхов, острых респираторных заболеваниях, спазме сосудов и др.
Противопоказания: кожные заболевания, повышение температуры тела. Нельзя ставить горчичники на одно и то же место, чтобы не вызвать пигментации кожи.
Стандартный горчичник – кусок бумаги с сухой горчицей размером 25х18 см.
Хранят горчичники в сухом месте от 8 до 11 месяцев. Пригодный горчичник дает острый запах горчицы и не осыпается. Ставят горчичники на все участки тела. Нельзя ставить горчичник на газету или ткань, так как теряется непосредственное воздействие горчичного масла на кожу и отвлекающее действие, а проявляется только тепловое, что не является одним и тем же. Если горчичник поставлен правильно, появляется покраснение кожи и чувство жжения. Надо помнить, что при длительном применении горчичника могут возникнуть ожоги кожи. Горчичники можно ставить ежедневно.
Техника постановки горчичников:
Проверить пригодность горчичника (пахнет горчицей или не пахнет);
Смочить в теплой воде (35С) горчичной стороной вверх, встряхнуть;
Приложить горчицей вниз.
Примечание. При повышенной чувствительности кожи положить на спину лист папиросной бумаги, смоченной в воде, или приложить горчицей вверх.
Накрыть больного полотенцем, затем одеялом, оставить лежать 10-15 минут;
Снять горчичники, один конец полотенца смочить теплой водой, смыть остатки горчицы, другим концом полотенца протереть кожу больного;
Укрыть больного и оставить лежать 30 минут.
Горчичники можно приготовить самим. Смешивают 1 столовую ложку горчицы и столько же муки, подливают горячую воду (40-50С), размешивают до получения однородной кашицеобразной массы. Выдерживают её 30 минут, чтобы образовались эфирные масла. Затем кашицу наносят слоем 0,5 см на двойной слой марли или ткани, накрывают сверху марлей или бумагой и накладывают на нужное место кожи, закрепив повязкой. Такие горчичники действуют сильнее фабричных , поэтому необходимо вовремя снимать во избежание ожогов.
Ингаляции в домашних условиях. Ингаляция – это лечебное мероприятие, сопровождающееся вдыханием аэрозолей.
Ингаляции проводятся:
для улучшения бронхиальной проходимости;
для разжижения мокроты;
для борьбы с инфекцией;
для защиты слизистой оболочки дыхательных путей от вредного воздействия химических веществ;
для улучшения функций мерцательного эпителия.
Паровые ингаляции применяются для лечения воспалений верхних дыхательных путей, ангин, трахеитов, бронхитов. Для проведения ингаляции используют простые паровые ингаляторы. Воду в небольшой ёмкости подогревают до кипения, образующийся пар проходит по резиновой трубочке через ёмкость с лекарством, пар необходимо вдыхать из ёмкости, содержащей лекарство. Температура пара должна быть 57-63С.
Для паровой ингаляции обычно применяются ментол, эвкалипт, и др.
Тепловлажная ингаляция. Для её проведения используют компрессор, который производит распыление подогретого раствора сжатым воздухом. Температура аэрозоли 38-40С, продолжительность ингаляции 5-10 минут. Ингаляции можно проводить 1-2% раствором питьевой соды, щелочными минеральными водами, антибиотиками (по назначению врача). В домашних условиях для этой цели можно использовать карманный ингалятор с принудительной подачей воздуха.
Масляная ингаляция проводится через 1 час после тепловой ингаляции или после (а не до!) ингаляции антибиотиком. Масло, покрывая тонким слоем слизистую оболочку дыхательных путей, защищает её от химического и механического раздражения, препятствует всасыванию вредных веществ и создает для слизистой оболочки временный покой. Для ингаляций рекомендуют применять: растительное, эвкалиптовое, персиковое, анисовое, вазелиновое масло, а также рыбий жир.
Для проведения масляной ингаляции в домашних условиях можно использовать карманный ингалятор МАХОЛЬДА. Длительность ингаляций 7-10 минут, на курс 5-10-15 процедур.
Компресс – специальная многокомпонентная повязка, состоящая из нескольких слоев, вызывающая лечебный эффект. Компрессы могут быть согревающими (влажный и сухой) и охлаждающими (влажный).
Согревающий влажный компресс применяют как отвлекающее и рассасывающее средство. Он вызывает длительное расширение кожных и глубоко расположенных кровеносных сосудов, увеличивает приток крови не только к коже, но и к глубоколежащим тканям, способствует рассасыванию воспалительного очага, уменьшению боли. Согревающий компресс можно ставить на любую часть тела.
Показания: воспаление среднего уха, инфильтраты в коже и подкожной клетчатке, местный воспалительный процесс (флебит, лимфаденит), хронические инфекционные и обменные заболевания суставов, связок, остаточные явления, после перенесённой травмы, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения, но без кровотечения.
Противопоказания. Компресс нельзя ставить при нарушении целости кожи, нагноительных заболеваниях кожных покровов (фурункулез, пиодермия, дерматит) повышенной кровоточивости.
Согревающий компресс состоит из 3-х слоев:
1. Куска марли или х\б ткани, сложенного в несколько слоев, смоченного в водном растворе спирта (50:50) комнатной температуры (18-20С) и отжатого;
2. Клеенки, полиэтиленовой пленки или вощеной бумаги;
Ваты или фланели.
Техника применения. Влажную ткань прикладывают к больному месту, затем её прикрывают клеенкой и теплоизолируюшим слоем ваты (фланели). Каждый последующий слой должен быть шире предыдущего на 2 см. Все три слоя прикрепляют к телу несколькими оборотами бинта. Бинт накладывают плотно, но не туго, так чтобы не сдавить кровеносные сосуды данного участка тела. Повязку сверху дополнительно можно закрыть теплым шерстяным платком или шарфом. Продолжительность процедуры от 6 до 12 часов. Через 1-2 часа после наложения компресса необходимо проверить его на согревающий эффект. Для этого подсовывают палец под завязку и трогают внутренний слой, он должен быть влажным и теплым. Меняют компресс утром и вечером. После снятия компресса кожу необходимо протереть спиртом или обмыть теплой водой и осушить для уменьшения раздражения, вызванной влагой, затем положить сухую теплую повязку. Повторно применяют компресс через 1-2 часа.
Если после наложения компресса больной чувствует озноб, компресс наложен неправильно, его необходимо срочно снять и наложить повторно. Чтобы повысить эффект согревающего компресса, внутренний слой можно увлажнить теплым раствором лекарств или масла, раствором фурацилина, 48% раствором спирта, 3% раствором гидрокарбоната натрия, камфорным спиртом, растительным маслом. Если после такого компресса появилась на коже сыпь, её присыпают тальком, пудрой. Например, при воспалительном инфильтрате мягких тканей хороший эффект дает полуспиртовой компресс, для этого используют камфорный или салициловый спирт, разведенный наполовину водой. Для согревания большого участка тела лучше использовать растительное масло.
Согревающий сухой компресс – используют для согревания отдельных участков или защиты открытых частей тела от холода. Состоит из нескольких слоев марли или негигроскопичной ваты, нередко поверх ткани накладывают вощеную бумагу.
Холодный влажный компресс применяют для охлаждения небольшого участка тела: на голову, область сердца, живот. Для охлаждающего компресса марлю, сложенную в несколько слоев, или х\б ткань смачивают в холодной воде и накладывают на больные участки тела. Так как ткань быстро согревается, что значительно снижает эффект и ограничивает сферу применения охлаждающего компресса, его необходимо менять через 1-2 минуты.
Грелки также усиливают местное кровоснабжение, и вызывают рефлекторное расслабление гладких мышц, оказывают болеутоляющий и противовоспалительный эффект. Они показаны при воспалительных инфильтратах, при хронических заболеваниях, при повышенном давлении крови, но их нельзя применять при острых воспалительных процессах в брюшной полости, при ушибах (в первые сутки после травмы).
Широко используются лечебные ванны, которые могут быть ароматическими, лекарственными, минеральными (радоновые, сероводородные и др.). Чаще всего применяются в санаториях, на курортах, в профилакториях при назначении их врачом-бальнеологом.
Применение холода пораженным и больным
Холод применяется при острых воспалительных процессах, ушибах, кровотечениях – как кровоостанавливающие и обезболивающее средство, поскольку приводит к сужению кровеносных сосудов.
Для местного применения холода используют пузырь со льдом (или пластиковые емкости). Лед разбивают в тряпице на мелкие куски и заполняют ими емкость до половины объема. При применении пузыря нужно обязательно выжать из него воздух, завинтить прочно пробку. Во избежания излишнего охлаждения пузырь оборачивают в полотенце, сложенное вчетверо. По мере таяния льда воду сливают и добавляют новые кусочки льда. Холод можно держать в течение суток с небольшими перерывам
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях