3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
Выше мы уже отмечали, что негативные последствия цивилизации и НТР отражаются на системе «природа – человек». Страдает не только среда обитания, но и человек. В результате возникает проблема сохранения его здоровья.
Чтобы решать эту проблему надо знать какие факторы внешней и внутренней среды отрицательно сказываются на здоровье человека. Их называют факторами риска заболеваний.
Прежде всего, отметим природные факторы (климат, метеорологические условия, солнечная радиация и другие). К этим факторам человечество за длительный период своего существования приспособилось (адаптировалось). Однако если человек оказывается в другой климатической зоне, ему требуется определённый срок реадаптации в новых условиях.
Адаптационные возможности людей зависят от наследственности, воспитания, физической тренированности, условий и образа жизни, состояния здоровья.
Экологические факторы, вызванные загрязнением окружающей среды (радиация, электромагнитные излучения, шум, химическое загрязнение и другие).
Радиационный фактор. Сегодня существуют не только природные источники радиоактивных излучений. С 1896 года, когда была открыта радиоактивность, а затем получен радий, создано огромное количество радиоактивных изотопов, которые применяются в самых различных сферах производства и даже в медицине. Для тех, кто работает на таких предприятиях существует опасность заболеть лучевой болезнью. Перечень специалистов, которые в результате выполнения своих служебных обязанностей рискуют получить значительную дозу радиации довольно широк. Это прежде всего работники АЭС, рабочие рудников, добывающие радиоактивную руду, медицинские работники, осуществляющие лучевое лечение пациентов, экипажи реактивных самолётов и др. Источником радиоактивного излучения являются некоторые бытовые предметы (часы, компасы, телефонные диски, антистатические щётки, детекторы дыма и т.д.). Радиационный фактор существует, но проявляет он себя тогда, когда люди не соблюдают технику безопасности и санитарные нормы.
Электромагнитные излучения. Многие люди обращаются к врачам с жалобами на головную боль, нервозность, бессонницу, аллергические проявления. При обследовании этих пациентов у большинства из них не обнаруживается никаких органических изменений. Большинство специалистов считают, что эти жалобы связаны с электромагнитным загрязнением среды обитания («магнитная паутина»).
Нас окружает огромное количество источников электромагнитных излучений: электросеть, линии электропередач, телевизоры, радиоприёмники, компьютеры. Каждый из них в отдельности не слишком опасен. Однако их суммарная мощность может в миллионы раз превосходить уровень естественного геомагнитного поля. Особенно опасным для здоровья людей является радиотелефон с частотой 900 Мгц. У чувствительных к таким излучениям людей может появиться расстройство нервной, эндокринной, половой и именной систем организма.
Шум возникает при механических колебаниях в твёрдых, жидких и газообразных средах. Шумом называют различные звуки, мешающие нормальной деятельности человека и вызывающие неприятные ощущения. Есть предприятия, на которых шум достигает высоких пределов. Там работники пользуются специальными шумопоглощающими наушниками. Вреден для здоровья шум городских автомагистралей. Страдают люди от шума реактивных самолётов, если аэропорт находится в черте города. Отрицательное воздействие на организм оказывает шум на дискотеках. Шум, возникающий в школах во время перемен также оказывает негативное воздействие на учителей и учащихся. Особенно вредны для человека инфра-и ультразвук (колебания ниже 20 Гц и выше 20 Кгц).
Постоянное прослушивание кассетных плееров через наушники может привести к нарушению слуха. Известны при этом даже случаи психических заболеваний.
Действие шума на организм человека может проявляться учащением пульса и дыхания, повышением артериального давления снижением остроты слуха, ослаблением внимания, снижением работоспособности, нарушением координации движений. В некоторых случаях может возникнуть головная боль, головокружение, бессонница, общая слабость. Изменения в организме, вызванные воздействием шума медицина рассматривает как «шумовая болезнь».
Химические факторы. Выше уже было отмечено отрицательное воздействие на человека синтетических материалов, а также загрязнение воздуха, почвы, воды различными химическими веществами. Среди них наиболее опасны тяжелые металлы и их соли. Фактором риска для здоровья можно назвать и химические соединения, которые используются в производстве кондитерских изделий и некоторых лекарственных средств. Производство такой продукции ускоренными темпами развивается на предприятиях фирм, расположенных на Багамах, Кипре, Филиппинах, Мальте, Пуэрто-Рике, Сенегале, Марокко, Австралии, Кении, Израиле, Голландии, Германии, Швейцарии, Турции и ЮАР. В этих странах одна и та же компания может производить 3 категории одного того же продукта:
– для внутреннего потребления (в индустриально развитых странах);
- для экспорта в другие развитые страны;
- для вывоза в развивающиеся страны.
Именно к третьей категории относятся около 80% продукции, поставляемой в Россию. А при производстве этих изделий используют консерванты, содержащие опасные для здоровья соединения, в том числе вызывающие злокачественные опухоли.
Психологический фактор. Этот фактор существовал во все времена. Для первобытного человека были характерны стрессовые ситуации, связанные с холодом, голодом, нападением диких животных, непонятными явлениями природы.
В эпоху НТР психологический фактор приобретает более существенное значение. Изменился и его характер. Напряженный ритм современной жизни значительно повысил общий уровень нервного напряжения человека. Понятие «стресс» широко вошло в наш быт. Эпохе НТР присущи стрессоры типа скорости, отвлечения внимания, утомления при монотонной работе. Стрессовые ситуации нередко возникают из-за неблагоприятного «психологического климата» на работе, в учебном заведении, дома. Даже при поездках в транспорте могут возникать стрессовые ситуации.
Но стресс страшен не сам по себе, а его последствия. Очень часто человек в ответ на раздражение не может разрядиться и таким образом снять нервное напряжение. Это в свою очередь приводит к развитию неврозов, которые ныне становятся причиной многих «болезней цивилизации».
Возникновению этих болезней способствует ещё один фактор риска – гиподинамия. Недостаток движений не позволяет снимать нервное напряжение естественным путем: через проприорецепторы аппарата движения. Кроме того, гиподинамия ведёт к ожирению сердца и детренированности сердечно-сосудистой системы.
Одним из самых серьёзных факторов риска заболеваний являются вредные привычки. Существует и внутренний фактор. Это предрасположенность человека к тем или иным заболеваниям, доставшимся ему по наследству.
В заключение надо отметить, что не все факторы риска напрямую связаны с цивилизацией. Некоторые из них являются результатом неправильного отношения к возможностям, предоставляемым человеку цивилизацией. По этому поводу академик Н.М.Амосов писал: »Если бы человек вёл себя разумно, придерживаясь, правил, предписанных природой, при тех преимуществах, которые ему принесла цивилизация, он был бы вполне здоров и жил долго».
Различают также группы риска. Под этим понимают определённые группы людей, которые в силу различных обстоятельств рискуют заболеть каким-то серьёзным, а иногда и опасным для жизни заболеванием. Так в группу риска на предмет заболевания туберкулёзом входят дети, родители которых больны туберкулёзом. Группу риска в смысле возможных последствий составляют дети, родившиеся с черепно-мозговой травмой.
К группе риска относятся также дети, родители которых являются алкоголиками. В последнее время появилась новая категория группы риска, которую составляют дети, родившиеся в сверх обеспеченной семье. В некоторых таких семьях существует тяжелый психологический климат, пагубно отражающийся на здоровье детей. Есть и другая крайность, где здоровье ребёнка превращается в культ. Это тоже травмирует психику ребёнка и может привести к ипохондрии.
Существуют также группы риска в отношении венерических заболеваний и ВИЧ-инфекций - проститутки, наркоманы и др.
- Основы медицинских знаний
- Глава 1. Здоровье и факторы его определяющие
- 1.1. Определение понятия «здоровье» и его составляющие
- 1.2. Факторы, влияющие на здоровье
- 1.3. Методы качественной и количественной оценки здоровья
- Глава 2. Этапы формирования здоровья
- 2.1. Дородовый период
- 2.2. Период новорожденности и грудной возраст
- 2.3. Раннее и первое детство
- 2.4. Второе детство
- 2.5. Подростковый и юношеский возраст
- Глава 3. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
- 3.1. Определение понятия «образ жизни»
- 3.2. Микро - макросоциальные и психологические факторы, определяющие образ жизни людей в процессе эволюции общества
- 3.3. Здоровье в иерархии потребностей человека
- 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
- 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
- Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
- 4.1. Сознание и здоровье
- 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
- 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
- Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
- 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
- 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
- 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
- 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
- Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
- Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
- Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
- Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
- Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
- Гипергликемическая и гипогликемическая кома
- Первая доврачебная помощь
- Понятие «острый живот» и тактика при нем
- Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
- 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
- Классификация детского травматизма
- 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
- Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
- 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
- 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
- 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
- Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
- Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
- 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
- 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
- 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
- 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
- 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
- 10.6. Бронхиальная астма
- 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
- Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
- 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
- 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
- 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
- 11.4. Понятие об олигофрении
- 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
- Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
- 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
- 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
- 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
- Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
- Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
- 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
- Профилактика табакокурения
- 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
- Алкоголь и потомство
- 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
- 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
- 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
- 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
- 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
- Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
- 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
- 14.2. Основные группы инфекционных заболеваний. Общие закономерности инфекционных заболеваний: источники, пути передачи, восприимчивость, сезонность
- 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
- 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
- 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
- 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
- Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
- 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
- 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
- 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
- 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
- 15.5. Аборт и его последствия
- Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
- 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
- 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
- 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
- Глава 17. Применение лекарственных средств
- 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
- 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
- 17.3. Хранение лекарственных средств
- 17.4. Пути введения лекарств в организм
- Наружное применение лекарственных веществ
- Энтеральные пути введения лекарственных веществ
- Парентеральные пути введения лекарственных веществ
- 17.5. Техника постановки инъекций
- 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
- 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
- 17.8. Домашняя аптечка
- 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
- Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
- 18.1. Значение общего ухода
- 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
- 18.3. Специальный уход в условиях больницы
- Уход за полостью рта
- Уход за кожей
- Подмывание тяжелобольных
- 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
- 18.5. Транспортировка пораженных и больных
- 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
- Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
- 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
- 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
- 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
- 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
- 19.5. Первая помощь при переломах костей
- Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
- 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
- 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
- 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
- 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
- 19.10. Первая помощь при острых отравлениях